Нагрузился по полной
Как предотвратить ДТП, если не действуют жесткие наказания
В начале апреля пьяный водитель-дальнобойщик из Тогучина врезался в школьный автобус. Это было его седьмое нарушение за год.
Пострадали шестеро детей и двое взрослых. Водителю грозит лишь административное наказание, полагает Галина Круглова, старший инспектор Управления ГИБДД по Красноярскому краю, на территории которого произошло столкновение. Речь идет о штрафе в 30 тысяч рублей и лишении прав сроком до двух лет.
История одного утра
Все произошло ранним утром: детей везли в школу, когда фура, груженная линолеумом, стала обгонять автобус и задела его заднюю часть так, что просто снесла ее почти полностью. Обе машины оказались в кювете.
— Водитель был настолько пьян, что совсем не понимал, что с ним происходит, в каком направлении он движется. Медицинское освидетельствование показало, что уровень алкоголя в его крови равен 1,61 миллиграмма на литр — это очень много. Такое содержание алкоголя могла бы вызвать только что выпитая бутылка водки, — уточняет Галина Круглова.
Четверо детей были госпитализированы с сотрясениями головного мозга и ушибами. По счастью, всех спасли ремни безопасности — травмы были относительно нетяжелыми. Именно поэтому виновнику аварии не грозит уголовная ответственность, считает представительница красноярской ГИБДД.
Дело уже передано в тогучинский суд по месту жительства 45-летнего предпринимателя, владельца грузовика International 400, с управлением которого он и не справился тем самым первоапрельским утром.
— Дальнобойщики всегда были элитой среди водителей, — рассказывает Галина Круглова. — Хотя и сейчас они меньше нарушают — все-таки люди себя берегут. Но если нарушения случаются, то они впечатляют даже самых бывалых инспекторов.
Так, рассказала она, год назад в центре Красноярска, в 50 метрах от здания Управления ГИБДД, потерявшая управление фура сначала снесла восемь припаркованных машин, а затем столкнулась с еще одной, водитель которой чудом остался жив. Причина ДТП была аналогичной.
— Мужчина за рулем грузовика был настолько пьян, что, когда открыли двери машины, он просто выпал на траву и уснул, — вспоминает она. — В кабине обнаружили шесть пустых бутылок водки.
По мнению водителей-междугородников, ситуация действительно изменилась — в профессию пришло множество случайных людей.
Элита, которой больше нет?
— Люди занимаются не своим делом, — уверен Владимир, дальнобойщик с 25-летним стажем. — Считается, что здесь большой заработок, вот и идут все подряд, случайные люди… Сейчас очень большая текучка — одного хватает на три месяца, а другой не выдерживает и одного рейса.
Владимиру за сорок. Двадцать с лишним лет на он дорогах. Нарушения? За пять лет — ни одного. Его серьезно задевает, что хорошая репутация профессии утрачена. По его словам, раньше при устройстве на работу, кроме прав нужной категории и «чистой» трудовой книжки, граждане проходили и негласный отбор.
— Когда я устраивался, мне показали раму: мол, собери, а потом посмотрим, какую машину получишь. И это правильно, — рассказывает он.
Коллег среди дальнобойщиков обсуждать не принято, но на вопрос, как же так могло получиться, что водитель грузовика оказался за рулем в таком состоянии, Владимир говорит лишь одну фразу: «Точно крыша поехала». Отношения с алкоголем у шоферов-междугородников особые: если это единственное возможное для человека средство расслабиться, то жди беды.
— Стресс постоянный — мы ходим по лезвию. Поэтому дальнобойщик должен быть прежде всего уравновешенным человеком, а уж потом в дорогах разбираться и машину знать, — уверен Владимир. — Столько нарушений ПДД за год — это очень много.
Хотя наказание для водителя он оценивает как немалое: «Человек без работы остался» — и подсчитывает ущерб. При среднем заработке в 40 — 50 тысяч в месяц это почти миллион рублей за два года. Как виновный будет кормить семью?
Что делать?
Никакие экономические санкции за просрочку доставки груза не могут служить оправданием для человека, который сел пьяным за руль, уверен Вячеслав Трунаев, президент некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири».
Сколько среди перевозчиков подобных индивидуальных предпринимателей, сейчас подсчитать очень сложно. По словам Трунаева, с 2005 года, когда было отменено лицензирование в этой отрасли, не ведется никакого учета. Сколько машин, какой формы собственности и в каких направлениях перемещаются по стране грузовые потоки, никому не известно.
— Однако я бы не стал говорить о сложном экономическом положении этой части участников рынка автоперевозок. Расходная часть их бизнеса намного меньше, чем у большого автотранспортного предприятия, — считает он.
Проблема, на его взгляд, в другом: медики видят водителя лишь один раз, перед началом рейса. А его средняя продолжительность составляет как минимум несколько дней.
— В рейсе человека никто не контролирует, ничто ему не может помешать напиться в ближайшем автокемпинге, — рассказывает Трунаев. — Считаю, что лучшая профилактика подобных ситуаций — это ежедневное медицинское освидетельствование водителя в рейсе.
Сделать это можно, организовав передвижные медицинские пункты или просто медкабинеты в крупных автокомплексах. Стоимость реализации проекта «копеечная», но взять на себя эту задачу должно государство, уверен Вячеслав Трунаев. Обсуждение способов и вариантов реализации этой идеи Объединение перевозчиков Сибири совместно с Управлением ГИБДД по Новосибирской области планирует провести в конце апреля.
Достаточная жесткость
Что касается соразмерности наказания за вождение в пьяном виде, то эксперты уверены, что закон уже достаточно жесток.
— Идет процесс ужесточения наказаний за любые нарушения правил дорожного движения. При этом, считаю, надо жестче относиться к тем, кто допускает повторные и неоднократные нарушения. В этих случаях наказание должно быть более ощутимым, — считает Ирина Морозова, председатель правления Новосибирской общественной организации по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Форпост».
Напомним, что с первого сентября прошлого года минимальный штраф был повышен в пять раз — со 100 до 500 рублей. Такое ранее относительно «дешевое» нарушение, как провоз детей в автомобиле без специальных кресел или других удерживающих устройств, «подорожало» с 500 до 3 000 рублей.
Что касается самых серьезных нарушений, лидирующих среди причин смертельных дорожно-транспортных происшествий, то штраф за проезд на красный свет по-прежнему определен в 1 000 рублей. Однако повторное нарушение оценивается уже в 5 000 российских денежных знаков, а также водитель теряет право на управление транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев.
За управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования теперь наказывают не только лишением прав на срок до двух лет, но и штрафом в размере 30 тысяч рублей. Повторное нарушение означает лишение прав на три года и штраф в 50 тысяч рублей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Пётр СОЛОХИН, руководитель компании, содержащей мотель:
— Три года назад мы пытались открыть в нашем мотеле медицинский кабинет. Но это оказалось никому не нужным и невозможным. Хотя есть закон, в котором прописано, что вокруг Новосибирска должно быть пять таких медицинских пунктов.
Чтобы предупредить ДТП, достаточно выполнять те законы, что уже есть. Так, в каждой машине должны быть установлены приборы, которые отмечают, сколько водитель за рулем, сколько он проехал за день, какой у него пульс. Это опять-таки закон обязывает. Но данные с них никто не снимает. Хотя на Западе в точно таких же машинах снимаются все эти показания…
Почему там это возможно, а у нас нет, не знаю. Если в том случае хотя бы данные о пульсе водителя передавались на стационарный пост, аварии со школьным автобусом не случилось бы. Все, что делает наша ГИБДД на стационарных пунктах, весы, может быть, устанавливает — и все.
КСТАТИ
По статистике Управления ГИБДД по Новосибирской области, за 2013 год самая частая причина дорожно-транспортных происшествий — это вина пешеходов. Таких ДТП было зарегистрировано 589 за год.