Дело рук самих утопающих?
Поведение россиян на дорогах становится притчей во языцех, но здесь хотя бы есть законные рычаги воздействия на нарушителей. У тех, кто не соблюдает правила поведения на воде, гораздо больше возможностей уйти от ответственности
Бойцы муниципальной аварийно-спасательной службы «Витязь» совместно с государственным инспектором ГИМС сняли 19 марта в Новосибирске семерых рыбаков с дрейфующей льдины. Как рассказывали позже спасатели, виновники произошедшего особых угрызений совести не испытывали, воспринимая свою эвакуацию со льдины как веселое приключение. Впрочем, не будь у сотрудников МАСС «Витязь» в наличии аэробота, сегодня, вполне возможно, мы бы обсуждали реальную трагедию.
Сколько раз твердили…
Главный государственный инспектор по маломерным судам Новосибирской области Владимир ПОДУЗДИКОВ — личность в регионе известная. Он всегда там, где происходит что-то внештатное на водных объектах. Однако более известен Владимир Александрович своей профилактической деятельностью: перед началом купального сезона или в период начала и завершения сезона зимней рыбалки Подуздиков обязательно предупреждает людей о тех опасностях, которые им грозят. Увы, но слышат его не всегда.
— Владимир Александрович, ваше имя и аббревиатура ГИМС звучат в СМИ достаточно часто, но не уверен, что все понимают тот перечень задач, которые стоят перед Государственной инспекцией по маломерным судам. Напомните, пожалуйста, чем конкретно она занимается?
— Если упрощенно, то двумя нашими главными задачами является обеспечение безопасности эксплуатации и судоходства маломерных судов, а также населения области на водных объектах. Маломерных судов — лодок, катеров, яхт, гидроциклов и тому подобных — в регионе несколько десятков тысяч, людей — более двух миллионов. Так что еще надо разобраться, какая задача более значима.
Впрочем, отделять их друг от друга сложно, потому что отдых на воде, будь то обычное купание или катание на лодках, всегда таит в себе угрозу, особенно если нарушать те правила, которые существуют.
Если вернуться к истории ГИМС, то до 2005 года инспекции были в подчинении регионов, и только летом 2005-го нас передали в подчинение МЧС России. Может быть, это повысило наш статус, но задачи кардинально не изменились.
— Когда вы год за годом повторяете свои предупреждения, а люди продолжают тонуть на необорудованных пляжах или проваливаться под тонкий лед, не возникает ощущение безысходности?
— Если посмотреть на владельцев маломерных судов, то мы отмечаем тенденцию к повышению их сознательности. Не все, конечно, но большинство стараются иметь на руках необходимые документы, соблюдать правила поведения на воде, не употреблять горячительное.
С другой стороны, когда видишь, с каким нечеловеческим упрямством любители зимней рыбаки лезут на машинах на лед, особенно сейчас, ранней весной, то начинаешь сомневаться в адекватности этих людей. Можно долго говорить о необходимости увеличения штрафов, но ведь их даже опасность гибели не останавливает...
— Да и штрафы, насколько известно, смешные…
— Это, если честно, очень долгий разговор. Каждый год мы, руководители региональных ГИМС, собираемся на Всероссийское совещание, и там обязательно возникают вопросы о необходимости создания единой законодательной базы штрафов за нарушения в нашей сфере и компенсации затрат на спасательные операции.
Когда у нас семь человек уплыли — это уже событие, а в тех регионах, где есть выходы к морю, большие озера типа Ладожского, каждый год сотнями уплывают. Для их спасения задействуют флот, вертолеты, десятки спасательных экипажей, при этом предъявить людям по сути нечего. Мы тоже с подобным отношением постоянно сталкиваемся: вы, мол, МЧС, вот и спасайте, а рыбалка — мое конституционное право на отдых.
Можно применять штрафные санкции на региональном уровне, но внесение любых изменений в постановления правительства области или в Кодекс об административных правонарушениях занимает месяцы, а то и годы. Была бы инициатива на федеральном уровне, тогда нам на местах было бы проще, но пока все по-прежнему: они нарушают, рискуют жизнью, мы спасаем, если вовремя получаем сигнал о бедствии.
Спасатели могут и не успеть
— Владимир Александрович, сотрудники автоинспекции любят напоминать, что на каждую улицу экипаж не поставишь. У ГИМС и спасателей такая же ситуация?
— В нашей службе есть понятие «зона прикрытия». На всех крупных водных объектах базируются инспекторские участки, отделы или группы ГИМС: это акватория Оби и Новосибирского водохранилища, озер Чаны, Сартлан, Убинское и так далее. Но фактически в регионе 47 госинспекторов ГИМС, при этом нужно понимать, что мы не спасатели.
Есть оснащенные по последнему слову спасательной техники отряды «Западный» и «Южный» муниципальной аварийно-спасательной службы «Витязь», которые базируются на пляжах «Бугринский» и «У моря Обского». Работают филиал регионального поисково-спасательного отряда в Бердске и Обская патрульная группа, относящаяся к ГИМС.
Благо, что эти семеро глупых уплыли днем: у них были мобильные телефоны, и ребята из отряда «Западный» через 12 минут оказались на месте. Льдина, кстати, полностью раскололась минут через десять после эвакуации. Случись это на десяток километров ниже по течению, как знать, успели бы?
Кстати, есть серьезные предпосылки, что к концу 2014 года на ГИМС будет возложена дополнительная обязанность по поиску и спасению людей. В связи с этим нашему региону обещают создание 12 спасательных отделов и двух маневренно-поисковых групп, которые будут «прикрывать» озеро Чаны, а также Бердск, Искитим и Новосибирский район. С увеличением количества спасателей снизится вероятность трагедий на воде, но исключить их полностью невозможно.
— Сейчас на водоемах области по-настоящему опасно. Остановит ли это любителей рыбалки?
— По опыту могу сказать, что единственное верное средство — это появление открытой воды между берегом и кромкой льда, когда ни зайти, ни тем более заехать на машине невозможно. В остальных случаях надежда только на здравый смысл людей.
Напомню случай, произошедший в прошлом апреле около села Бурмистрово. Пятеро рыбаков на УАЗе заехали на лед, а с наступлением темноты поехали обратно. Возвращались другим маршрутом, ехали буквально по воде, стоявшей на льду. Один из мужчин вышел, чтобы проверить дорогу перед машиной, другой успел выпрыгнуть буквально в последний момент. Несколько секунд, и машина ушла под лед. Шансов на спасение у троих человек, оставшихся в салоне, не было. Мне бы очень не хотелось, чтобы подобные случаи повторялись…
«РЕКОРДЫ» ЗИМНЕЙ РЫБАЛКИ
В феврале 2000 года около 400 рыбаков целую ночь дрейфовали на отколовшейся льдине на расстоянии десяти километров от берега Ладожского озера. Многие из спасенных тогда любителей зимнего лова были переохлаждены или даже обморожены. В спасательной операции принимали участие 8 вертолетов, 13 автомобилей, катер на воздушной подушке, 12 единиц маломерных судов и 122 бойца МЧС. Кроме этого, им помогали спасатели ЛенВО, Ленинградской военно-морской базы, милиции и ФСБ.
Самой масштабной в истории России была операция по спасению рыбаков на Сахалине в 2001 году: тогда на юго-восточном побережье острова от берегового припая оторвало льдину, на которой находилось до 800 человек. На ледовый припай рыбаки вышли несмотря на категорический запрет. Благодаря оперативным действиям спасателей жертв удалось избежать.
ФАКТ
В декабре прошлого года бердский пенсионер провалился под тонкий лед во время зимней рыбалки. Спасатели вытащили его, после чего врачи шесть часов боролись за его жизнь, но последствия пребывания в ледяной воде оказались несовместимы с жизнью.
КСТАТИ
Постановления о запрете выхода на лед в этом году приняты в 150 муниципальных образованиях и 14 районах Ленинградской области. Нарушение может повлечь наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 2 500 рублей.