Работа во спасение
В большинстве чрезвычайных ситуаций виноват человеческий фактор
Бердский поисково-спасательный отряд МЧС России был создан в 2005 году. Подбирал команду, которой тогда только предстояло осваивать технику спасения, его бессменный начальник Николай ЯРМАНОВ.
Это сейчас четверо спасателей в отряде уже получили категорию первого класса. И один специалист, как с гордостью признается Ярманов, даже готовится к присвоению международного класса. А на стадии формирования брали хоть и по принципам жесткого отбора, но всех подходящих. Между тем оценить уровень самодисциплины и сообразительности можно только поработав бок о бок.
Когда эмоции зашкаливают
Порой смекалка в работе спасателя важнее физической подготовки, считает начальник Бердского поисково-спасательного отряда МЧС России. Причем в условиях чрезвычайной ситуации соображать нужно очень быстро, не поддаваясь эмоциям, которые могут и зашкаливать.
Часто спасателей приглашают на ДТП. Как и положено, первыми на помощь пострадавшим в дорожных авариях под вой сирен прибывают врачи скорой помощи и сотрудники ГИБДД. Но не всегда их усилий и умения хватает. Николай Ярманов вспоминает серьезное ДТП в Речкуновке. Водителя с переломанной бедренной костью зажало в машине. Кровь хлещет, у парня — болевой шок. Смотреть страшно, но надо быстро освободить из железного плена, донести до машины скорой.
Технику спасения как при ДТП, так в других ситуациях бердские спасатели отрабатывают постоянно.
— С утра физподготовка, затем теоретические занятия (топография, медицина, противопожарная подготовка и т. д.), после обеда — практические занятия по работе при ДТП, — рассказывает начальник отряда о мирных буднях бердских спасателей. — На специальном «Москвиче» оттачиваем навыки работы с аварийно-спасательным инструментом. Проводим тренировки на воде по спасению на весельной лодке. Ведем водолазную подготовку.
В отряде 11 водолазов. Помощь на воде, поиск утонувших вошли в повседневную практику работы спасателей. Хотя такое не может быть повседневностью.
— Чтобы не испытать шок при нашей работе, заранее настраиваешь себя быть готовым ко всему, — говорит Николай Колодников, водолазный специалист. — Эта внутренняя подготовка начинается со звонка дежурного. Собираешь оборудование и морально начинаешь себя готовить.
Один из самых страшных случаев из практики работы Колодникова, да и всего отряда, произошел в прошлом году, когда в районе Сосновки под воду ушел уазик с тремя рыбаками. Трудно представить, какой была гибель людей, и наши водолазы никогда не забудут, как в кромешной тьме вытаскивали тела.
— Подъем из воды был сложный, — вспоминает те два дня работы врач отряда Алексей Пушников. — Глубина большая — десять метров. Машина была перевернута, плюс течение.
Против стихии
Особая работа связана со стихийными бедствиями. Это всегда аврал, всегда — в экстремальных условиях. Последнее такое крупное происшествие — наводнение на Дальнем Востоке. Бердские спасатели работали там в две смены: первые семь человек в течение 35 суток, затем другая группа также из семи человек.
— Обеспечение населения на затопленных участках продуктами, лекарствами, эвакуация с подтопленных участков, обеспечение контроля пропуска транспорта на трассе, — почти буднично рассказывает Николай Ярманов.
Наводнений в их жизни было много. Выезжали и в Алтайский край, и в Томскую область. Погибают люди, животные. Ярманов вспоминает, как в Томской области поток воды поднялся на уровень одноэтажных построек. Между сараем и ближайшей березой как раз на уровне крыши застряла лошадь. Доставали с помощью трактора, когда вода ушла. Понятно, что животное уже погибло.
— Погибли собаки, что сидели на цепи, свиньи, — с болью говорит спасатель.
Между тем одна из самых тяжелых задач сотрудников МЧС — доставка трупов животных на утилизацию.
— Но, конечно, пожар страшнее, чем наводнение, — продолжает Ярманов. — Мы пожаров тоже немало навидались. В нашей работе требуется огромная психологическая выносливость.
Растет смена
Спасатели как никто понимают важность профилактики чрезвычайных ситуаций, предотвращения аварий и бедствий. Убедились, в большинстве случаев виноват человеческий фактор.
— Но разве уговоришь заядлого рыбака поберечься, не ступать на едва установившийся лед, — вздыхает Николай Колодников. А Алексей Пушников вспоминает, как удалось-таки спасти ушедшего под лед пожилого рыболова, но сердце у того не выдержало переохлаждения, умер по дороге в больницу.
Спасатели всегда идут навстречу обращениям выступить защитой при проведении мероприятий, связанных с риском для жизни. В феврале сопровождали новосибирских кадетов на гусеничном снегоходе «Бобер». Около ста ребятишек в возрасте от 12 лет и старше прошли 60 километров на лыжах за два дня.
— Подбирали уставших. Кто-то мозоли сильные натер, не мог идти, у одного мальчишки поднялось давление. Трудный поход, не каждый взрослый способен его выдержать, — с уважением говорит начальник отряда бердских спасателей.
Аналогичное сопровождение организовывали летом, когда новосибирские кадеты отправились в сплав по горным рекам. Мальчишки куют характер, тренируют свою выносливость, и, глядя, как рядом работают спасатели, кое-то из них уже определился со своей будущей профессией.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей ПУШНИКОВ, врач, подполковник медицинской службы в запасе:
— Прежде всего хотел бы посоветовать людям думать, что они делают. Расскажу случай, произошедший, когда я служил в армии. Солдатам поставили задачу разобрать сооружение для поста. Они начали изнутри помещения выбивать стены, не подумав, что крыша может рухнуть. Мне пришлось оказывать помощь солдату, у которого рухнувшей крышей был переломан позвоночник.
Николай КОЛОДНИКОВ, водолазный специалист:
— Хотел бы призвать быть осторожными при отдыхе у водоемов, не пить спиртное в это время, следить за детьми, не отпускать их одних, не выезжать на лед на машинах. Это основные причины гибели на воде.
ФАКТ
Половодье этой весной в Новосибирской области начнется не раньше 4 апреля. Благодаря затяжной теплой осени и относительно малому количеству снега сильного паводка в этом году не ожидается