Следи за собой
Трагедия в «Крокусе»: помнить и понимать
Теракт в Подмосковье ранил навылет, но не испугал, не разобщил. Напротив, мобилизовал, сгруппировал, сконцентрировал внимание каждого на одной из базовых сторон нашей жизни — безопасности. Как личной, так и в общественных пространствах, реальном и виртуальном.
События последней недели с «хвостиком»: террористы дали показания, следствие нашло украинский след. В соответствии с международной конвенцией о борьбе с терроризмом Москва потребовала от Киева возместить причиненный ущерб и выдать всех причастных к соответствующим атакам. Фигурантами уголовного дела стали и те граждане, которые каким-то образом способствовали террористам: сдавали жилье, перечисляли деньги преступникам, став, таким образом, соучастниками зверского злодеяния.
В интернете на минувшей неделе и по сей день массово блокируются сайты, паблики в соцсетях и Телеграм-аккаунты, которые либо распространяют ложную, призывающую к межнациональной и межрелигиозной розни информацию, либо занимаются откровенной вербовкой, в том числе путем шантажа и мошеннических схем, сначала добиваясь перечисления от граждан денег, а потом предъявляя им «финансирование ВСУ». Ни рубля — внимание! — ни одной копейки не переводите, чем бы вас ни запугивали по телефону.
В складывающейся обстановке лучшее решение — сохранять спокойствие, холодный рассудок и трезвый взгляд на происходящее вокруг.
Есть вопросы по обеспечению массовых мероприятий силами правопорядка. На самом деле, это не новость, есть конкретные регламенты. В случае с мартовским терактом — организаторы события должны были обеспечить усиленную охрану объекта. Есть сомнения и в должном уровне противопожарной безопасности — а соответствует ли он тем корректировкам, которые были внесены буквально в январе текущего года?
Сегодня в повестке — противодействие идеологии терроризма и выработка антитеррористических мер с учетом новых угроз, сформировавшихся на фоне проведения специальной военной операции. Важно понимать, насколько мы защищены. Это стало поводом для обращения редакции к руководителям учреждений, в ведение которых входит содержание крупных культурных объектов и спортивных сооружений Новосибирска.
Паспорта, техническая база, ЧОПы
Одним из первых нам ответил региональный центр фехтования Станислава Позднякова, указав, если вкратце, что паспорт безопасности объекта есть и подписан органами безопасности и нацгвардии. 27 марта в центре прошли учения. Количество сотрудников частного охранного предприятия (ЧОП) соответствует категории объекта.
Стадион «Спартак» актуализировал паспорт в декабре 2023 года, обеспечен всеми системами безопасности, в том числе интеллектуальными, экстренными кнопками вызова вневедомственной охраны плюс постоянная работа ЧОПа.
Региональный центр волейбола «Локомотив Арена» также сообщил об актуальности паспорта безопасности — объект прошел по этому поводу проверку в сентябре 2023 года. Также есть высокопрофессиональная охрана ЧОП, куда входит и кинолог с собакой. При проведении массовых мероприятий привлекаются дополнительные силы в количестве, соответствующем масштабу и формату события.
Только ли в охране дело?
Часть ответов редакция еще ждет.
Из тех, что уже есть в нашем распоряжении, явствует пожелание, тоже отнюдь не новое: в связи с угрозой терактов необходимо усилить контроль работы ЧОП, повысить требования к кадровому составу. Об этом в интервью «Советской Сибири» говорили и сами представители профессионального сообщества. Отсюда вытекает вопрос о размере заработных плат в этой сфере. Да, охрана — дорогое «удовольствие», но в удовольствие ли?
Если трезво взглянуть на трагедию в Подмосковье, как и на другие чудовищные злодеяния террористов в России, то даже самый высокопрофессиональный, вооруженный до зубов живой человеческий щит в момент нападения озверевших убийц на мирное население не обеспечит 100-процентной безопасности. Это подтверждают ветераны боевых действий и ФСБ, с которыми мы поговорили на прошлой неделе. Задача — комплексная.
Сейчас ожесточенные бои идут в интернете. Юнитами заказчиков терактов рискуют стать простые граждане, в том числе дети. Федеральный законодатель уже отрабатывает этот момент. С инициативой создать механизм блокировки деструктивного контента в мессенджерах выступила Анна Кузнецова, заместитель председателя Госдумы РФ. В марте активизировалась работа Центра информационно-психологических операций СБУ, который пытается оказывать влияние на несовершеннолетних в странах постсоветского пространства: «Центр таргетирует деструктивный контент в сети. Он направлен на разжигание межнациональных конфликтов в подростковой среде, в том числе на формирование ячеек протестного движения, дискредитацию российских ценностей», — отметила Анна Кузнецова.
Детям на мессенджеры поступают сообщения с просьбой открыть газ, устроить взрывы в домах, или их провоцируют на участие в террористической деятельности. После теракта в Красногорске несовершеннолетним стали «поступать звонки и сообщения с призывом поддержать и подражать террористам». Это вовсе не игра. А много ли родителей, которые знают, с кем их чадо переписывается в сети? Шутки, если до кого-то еще не дошло, давно кончились, даже не 24 февраля 2022 года, а как минимум десять лет назад.
Тема противостояния терроризму прозвучала на прошедшей в минувший четверг сессии Законодательного собрания региона. Депутат Яков Новосёлов не сомневается, что все причастные к этому кровавому преступлению ответят по закону — и государственному, и человеческому.
— Нам поставлена задача обеспечить защищенность от подобных преступлений, — высказался на сессии парламентарий. — Ко мне поступило обращение от региональной организации ветеранов боевых действий с острыми вопросами по региональной политике в национальной сфере. Хочу также обратить внимание на информацию, поступившую из прокуратуры Новосибирской области месяц назад. Цитирую: «Требует активизации работа по пресечению распространения национализма и совершения преступлений экстремистской направленности». В представленной информации также поднимаются вопросы антитеррористической защищенности критически важных, опасных объектов социальной инфраструктуры.
А что скажут архитекторы?
Появились и новые вопросы, которые еще лет десять назад мы бы вряд ли задали: возможно ли совершенствование системы безопасности с привлечением наисовременнейших технологических решений уже на этапе проектирования новых объектов? И кстати, как архитекторы оценивают безопасность существующей в столице Сибири инфраструктуры с массовым пребыванием людей?
По мнению Аллы Лихачёвой, заведующей кафедрой архитектуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, все здания проектируются с учетом систематически актуализируемых норм и стандартов, в том числе по пожарной безопасности, с учетом создания зон безопасности.
— Кстати, последнее обновление по пожарной безопасности вступило в силу с 1 января 2024 года, — уточняет наша собеседница. — Все эти нормы используются в конкурсном и курсовом практико-ориентированном проектировании в нашем учебном процессе. На мой взгляд, в Новосибирске наиболее современным и известным объектом является новая ледовая арена «Сибирь Арена».
По словам эксперта, в новом ЛДС на левом берегу заложены две современные системы для повышения уровня безопасности. Первая — планировочное решение: все здание обнесено ограждающими конструкциями, и вход на территорию организуется через систему турникетов, что является существенным препятствием для несанкционированного проникновения. Во-вторых, здание и прилегающая территория подключены к аппаратно-программному комплексу (АПК) «Безопасный город», включающему в себя системы автоматизации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы с центром видеонаблюдения и обработки информации — на территории и в здании «Сибирь Арены» их более сотни.
— Что касается современных материалов, то они широко применяются при строительстве таких крупных объектов, а также на базе региональных научных центров ведутся разработки более совершенных материалов, технологий и систем защиты, — говорит Алла Лихачёва. — Помимо инновационных материалов, существуют смарт-технологии в системах пожарной безопасности.
Имеет ли значение, кто является заказчиком таких решений в сфере безопасности, чтобы избежать «подделки» или имитации бурной деятельности?
— Учитывая, что проектная документация на объекты строительства проходит несколько этапов согласования в различных государственных инстанциях, включая пожарную инспекцию, — указывает эксперт, — считаю, что в данной ситуации нет существенной разницы в юридическом статусе заказчика. Порой крупные инвесторы используют дополнительные меры безопасности своих зданий для повышения статуса объекта и его коммерческой привлекательности.
«Без работы над ошибками, мониторингом трагедий есть угроза повторения»
Игорь Поповский, член Союза архитекторов РФ, доцент кафедры архитектуры Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова:
— Самыми безопасными объектами с точки зрения угроз МЧС являются, безусловно, объекты гражданской обороны. Для многофункциональных зданий существует достаточно обширная база нормативных документов по пожарной и конструктивной безопасности: технические регламенты, своды правил и методические указания. Кроме того, для сложных объектов с точки зрения объемно-планировочных решений разрабатываются специальные технические условия дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности людей.
Самыми безопасными являются здания каменных конструкций (кирпичные, монолитный железобетон). Для горючих и пожароопасных конструкций разработаны и применяются соответствующие защитные покрытия и пропитки, улучшающие противопожарные характеристики.
Но на безопасность влияет также этажность объекта, площади пожарных отсеков и простота навигации эвакуационных путей. Для Новосибирска наиболее безопасны с этой точки зрения одноэтажные ТЦ и ТРЦ.
Новыми применяемыми технологическими средствами являются системы автоматического дымоудаления, подпора воздуха в тамбур-шлюзах и помещениях безопасности, дренчерные и спринклерные оросительные водяные и пенные завесы, а также противопожарные шторы, позволяющие локализовать пожар на небольших площадях. Однако все это требует соответствующей эксплуатации и проверки раз в полгода.
На мой взгляд, наличие запертых эвакуационных входов является распространенной причиной гибели людей при пожарах. Следует отметить, что мероприятия по безопасности от терактов и противопожарные мероприятия иногда приводят к противоречиям. В этом случае следует проводить исследования и поиск новых решений, обеспечивающих общие цели.
Безусловно, должны быть созданы или расширены научно-исследовательские институты, заказчиком должно выступать государство. Возможна разработка такими институтами методических указаний и типовых решений, способствующих безопасности для людей в экстремальных ситуациях.
Все ситуации МЧС должны доводится в виде отчетов до проектировщиков бесплатно и в обязательном порядке. Это позволит оптимизировать проектирование сложных объектов в области безопасности. Без работы над ошибками, мониторингом трагедий есть угроза повторения опасных ситуаций через десятилетия, чего допускать категорически нельзя.
«Страшно от мысли, что в XXI веке до сих пор это происходит»
30 марта было девять дней с момента страшной трагедии. В этот день в регионах на местах стихийных мемориалов проходили поминальные службы: в Новосибирске вместе с горожанами сотни студентов из 15 вузов возложили цветы к подножию часовни Николая Чудотворца в центре мегаполиса.
Ответственность за будущее России лежит на плечах молодого поколения — это не мы придумали или мним, студенты сами об этом говорят. И совершенно при этом искренны. Равнодушию нет места. Фото: Александра Калугина
Фото: Александра Калугина
Молодежь Новосибирской области также проявляла активную гражданскую позицию в непростое для государства и общественности время: акции солидарности «Свеча памяти», «Журавли», «Крокус памяти», организация тематических встреч, посвященных героическим людям, что спасали жизни во время и после теракта. Молодые люди сейчас, можно сказать, на переднем информационном крае. Не все могут противостоять давлению, но хорошо, что есть наставники, хорошо понимающие суть устроенной враждебными медиаресурсами вакханалии.
— Моя общественная активность — это, прежде всего, работа, а я работаю в информационном пространстве, — говорит Екатерина Гучек, начальник отдела молодежных медиа и связей с общественностью Агентства поддержки молодежных инициатив Новосибирской области. — Одной из важных своих задач считаю транслировать то, что может помочь другим обезопасить себя в информационной сфере, научить ориентироваться в потоке, разбираться в достоверности источника и быть внимательными, поддерживать друг друга, а не нагнетать истерию.
Коллегу поддерживает Арина Шамтюкова, которая руководит в агентстве отделом развития органов молодежного соуправления: «На следующий день после трагедии к нам с братом приехала мама. В такие страшные дни важно находиться рядом с близкими и поддерживать друг друга. Ценить, заботиться и быть внимательными. Терроризм — это инструмент, внушающий обществу чувство страха, акт обесценивания человеческой жизни. Глобальная работа ведется в нашей стране по борьбе с терроризмом. Каждому из нас важно проявлять ответственность, выполнять рекомендованные инструкции. Только вместе мы можем этому противостоять. В эти сложные времена нужно оставаться сильными, быть внимательными и неравнодушными к окружающему миру».
Дарья Тобалевич, руководитель Волонтерского корпуса Новосибирской области, также высказала свое мнение: «Страшно от мысли, что в XXI веке до сих пор такое происходит. Хочется быть уверенной, что ты и твои близкие находятся в безопасности и им ничего не угрожает. Необходимо не только выявлять и наказывать исполнителей, а разобраться, почему это происходит из года в год в разных точках мира, что порождает и что заставляет людей совершать чудовищные преступления. И помнить про важные общечеловеческие принципы и ценности. С уважением относиться к любой расе, национальности, вере. Не разжигать межнациональные конфликты. Не судить о целом народе по одному-трем людям. Важно сохранять в себе человека в любой ситуации».
Мы обещаем вернуться к этой теме по мере поступления новой важной для читателей информации.