ЖКХ: перемены, которых ждут
Строительство новых объектов, модернизация коммунальной инфраструктуры — круг вопросов, определяющих развитие региона. Вопросов не безболезненных
Изношенность ряда объектов жилого фонда и коммунальной инфраструктуры в регионе достигает 70 — 80 процентов. Решать проблему, по мнению законодателей, следует не за счет повышения тарифов, а, к примеру, путем привлечения средств частного капитала. Депутаты комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам на последнем заседании сформулировали ряд предложений по модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Помогать — значит участвовать
— В те времена, когда принимались решения о приватизации, государство не привело жилищно-коммунальное хозяйство в нормативное состояние, в результате чего люди получили в собственность крайне изношенное имущество, — заявляет председатель комитета Николай Мочалин. — Поэтому сейчас государство должно не просто помогать, а непосредственно участвовать в восстановлении ЖКХ.
Имеется в виду как финансовое участие, так и организационное. В соответствии с законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в России действует федеральная адресная программа. Этот документ предусматривает поддержку в размере до 95 % стоимости капремонтных работ в многоквартирных домах. Изначально программа создавалась с целью погасить долг муниципальных коммунальных служб перед собственниками жилья, образовавшийся в период приватизации.
— Однако стоит учесть, — напоминает заместитель председателя комитета Дмитрий Козловский, — что в Новосибирской области насчитывается 14 219 домов, степень износа которых достигает 66 — 70 %, и что за период с 2008 по 2011 год было отремонтировано лишь 1 063 дома. Если обновление и дальше пойдет такими темпами, процесс забуксует на полстолетия. Ведь только в областном центре на капитальный ремонт домов требуется порядка 40 миллиардов рублей…
Нужна инвентаризация
К слову, степень износа основных фондов в коммунальной сфере также велика. По состоянию на начало 2012 года износ тепловых сетей ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» составил 82,5 %. Эксперты считают, что решить проблему модернизации объектов коммунальной инфраструктуры за счет повышения тарифов невозможно. Вопросы содержания и ремонта коммуникаций лежат в зоне ответственности государства и собственников, владеющих ресурсоснабжающими предприятиями. Законодатели подчеркивают, что к решению этих вопросов необходимо привлекать частный капитал.
Обсудив проблемы, депутаты предложили разработать долгосрочную целевую программу модернизации и реформирования ЖКХ на 2013 — 2023 годы — документ, в основу которого должна быть положена независимая экспертная оценка технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры.
Министр строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин с озвученными тезисами в основном согласился, однако подчеркнул, что в регионе уже реализуется ряд проектов, перекликающихся с депутатскими инициативами. Например, разрабатываются комплексные программы развития региона, которые включат в себя все наиболее значимые инвестпрограммы — по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и так далее. Министр считает, что именно в рамках программных мероприятий можно будет провести инвентаризацию объектов ЖКХ и проанализировать их состояние на текущий момент.
Кроме того, нужно активизировать работу по привлечению федерального бюджета к финансированию региональных проектов и рассмотреть вопрос о предоставлении рассрочки собственникам при осуществлении капремонта многоквартирных домов.
— Взаимодействуя с минстроем, областной Фонд модернизации ЖКХ формулирует модель региональной системы капитального ремонта, и в течение месяца мы будем готовы эту модель с депутатами обсудить, — сказал Денис Вершинин. — Что же касается тарифной политики, здесь нужно поступательно двигаться в сторону долгосрочных тарифов. А привлечение частных инвестиций можно осуществить через Фонд модернизации ЖКХ.
Поскольку кадровый вопрос в сфере жилищно-коммунального хозяйства стоит весьма остро, Денис Вершинин рассказал, как ведется работа в этом направлении. Ресурсный центр в сфере ЖКХ и строительства, направленный на целевую подготовку профессиональных кадров, сформировал учебную программу, и набор 2012 года в два раза превысил планы. Организаторы попали в точку — проект оказался востребован, а значит, его необходимо развивать.
Пакет предложений будет представлен на очередной сессии Законодательного собрания в конце сентября.
Планирование под угрозой
Депутаты уделили внимание и другому вопросу, не менее острому. Так, планы строительства на территории области могут оказаться под угрозой срыва — к такому мнению пришли депутаты Заксобрания, заслушав отчет Контрольно-счетной палаты (КПС) на предмет реализации подпрограммы «Территориальное планирование Новосибирской области».
Выяснилось, что по Градостроительному кодексу РФ при отсутствии документов территориального планирования муниципальные образования будут лишены возможности разрабатывать проекты планировки территории, отчуждать земельные участки, переводить их из одной категории в другую и выдавать разрешения на строительство.
Аудитор КСП Валерий Алехин сообщил депутатам, что на 1 сентября текущего года из 30 муниципальных районов утвержденную схему территориального планирования имели только восемь районов, в десяти случаях документы — в стадии разработки, а у трех районов — в стадии согласования.
Основной объем бюджетных ассигнований на разработку градостроительной документации запланирован на 2013 год. И это одна из причин того, что состояние в сфере территориального планирования специалисты управления архитектуры и строительства министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области называют плачевным.
Вывод специалистов КСП: большинство муниципальных образований области к началу 2013 года не будут иметь документов территориального планирования. Чем это грозит — читайте выше.
Начальник управления архитектуры и строительства министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области Ирина Бокова сообщила, что уже размещено 95 % заявок и заказов на разработку документов территориального планирования, заключено 50 % контрактов. А заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов перечислил еще ряд сложностей, с которыми сталкиваются муниципальные образования: цены заключающихся контрактов порой различаются в несколько раз, 30-дневный срок согласования документации не выдерживается…
Комитет принял решение вынести вопрос территориального планирования в Новосибирской области на рассмотрение сессии Законодательного собрания.
ЦИФРА
В Новосибирской области за период с 2008 по 2011 год было отремонтировано 1 063 дома.