USD 105.0604 EUR 110.4943
 

«Охранная грамота» на интеллектуальную собственность

Наталья КРИВЯКИНА.



Автор тогда отказался и задумался: а если бы не позвонили? Просто взяли и использовали в своих интересах? Нет ведь ни толковых записей, ни свидетельств. Ситуацию усугубляло то, что жил он в небольшой деревушке, от которой до райцентра и то без приключений не доберешься. Помыкался он, обзвонил всех знакомых, добрался до районной газеты и задал вопрос журналистам. Те ничего толкового также ответить не смогли. Авторское право, без сомнения, есть, его не может не быть. Но вот как его удостоверять? В конце концов выход подсказали коллеги по творческому цеху — поэты. «Ты, — говорят, — хоть на домашний магнитофон запиши, а не можешь — на нотах разложи, упакуй и отнеси на почту. Отправь посылочку на свой же домашний адрес. И храни. Почтовый штемпель с указанием даты отправления лучше любой гербовой печати. Но и сохраниться он должен до самого суда, тьфу-тьфу-тьфу, если украдут, конечно».

О том, что собственность может быть не только частной, но и интеллектуальной, задумались рядовые россияне гораздо позже, чем приватизировали свои квартиры. Стихи и песни, сценарии праздников и анекдоты, чертежи и планы, зародившиеся в голове отдельно взятого человека, — его собственность. Только вот доказать ее порой сложнее, чем право на квартиру. А все потому, что если законы, касающиеся частной собственности, могут объяснить в любой адвокатской конторе, то вот специалистов по авторским правам раз-два и обчелся.

Само понятие «интеллектуальная собственность», подразумевающее возможность автора ее продать и перепродать, было в корне чуждо плановой экономике Советского Союза. Между тем больше трех десятков лет назад СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторских правах. В 1973 году была создана общественная организация Всесоюзное агентство по авторским правам. Филиал ее начал работать и в Новосибирске.

В 1991 году в связи с повышением, как было сказано в постановлении Кабинета министров СССР, «роли авторского права и смежных прав в создании благоприятных условий для творческой деятельности и приумножении культурного достояния страны» агентство было реорганизовано. И вновь пришлось столкнуться с проблемой оформления авторских прав. На сей раз — на литературное произведение. «Вы же знаете всё! — восклицал на другом конце провода молодой писатель, автор гениального, по его словам, рассказа. — Куда мне обратиться? Вдруг его украдут?» С этого момента и начались мои поиски.

Как оказалось, найти тех, кто регистрировал бы авторские права, непросто. Для начала пришлось разобраться в терминах. Так, с некоторым удивлением я выяснила, что авторское право на произведения науки, литературы, искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или иного специального оформления. Оно распространяется на произведения как обнародованные, так и необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме. То есть поэт написал стихотворение, записал его на листочке и уже в силу этого обладает авторским правом на свое творение. Хорошо, если это стихотворение, или в конкретном случае рассказ, будет опубликовано, например, в газете или книге.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о них использует знак копирайта — охраны авторских прав — латинскую С, помещенную в окружность. Его нетрудно найти на любом экземпляре книги рядом с именем обладателя прав.

Однако мой подробный рассказ и ссылки на законы молодого автора, вновь и вновь звонившего и взывавшего о помощи, не убедили. «Хорошо, — говорил он, — если мой рассказ опубликуют. А вдруг его поймут лишь через сто лет? Как же тогда с правами? Ведь любой потом может найти рукопись и присвоить?»

Такой поворот опять-таки застал врасплох. Изучив интернет на предмет контор, занимающихся освидетельствованием авторских прав, нашла пару юристов, которые готовы взяться за дело экспертизы и даже выписать свидетельство, а также Российское авторское общество — правопреемника Всесоюзного агентства по авторским правам.

И опять оказалось, что обратилась я не по адресу. Российское авторское общество не регистрирует авторских прав, оно следит за их соблюдением. И, как мне объяснили, прав не регистрирует вообще никто, так как они, смотри выше, возникают из факта создания шедевра. Но произведение можно депонировать.

В 1991 году после реорганизации из Всесоюзного агентства было выделено в отдельное предприятие ООО «Сибкопирайт», которое берет на ответственное хранение экземпляры произведения.

— Да, действительно, мы только депонируем произведения искусства или науки, — рассказывает директор Ирина Иннокентьевна Курилова. — Человек является автором произведения сразу с момента его создания. Но иногда ему необходимо доказать свое авторство. Для этого есть много возможностей. Это или отправка по почте заказного письма на свое имя, или представление свидетелей, которые могут подтвердить, что вы исполняли свое творение в такой-то период времени. Можно будет представить и наше свидетельство о принятии на ответственное хранение. В нем стоит номер с указанием даты представления, по которому легко найти произведение.

В законе очень скупо описано, что является объектом авторского права, а что нет. Человеческую фантазию сложно вместить в несколько официальных строк. Об этом свидетельствуют записи в журнале учета взятых на хранение произведений. Здесь научные статьи, сценарии праздников и фестивалей, видеофильмы, слайды, бизнес-планы, авторские описания придуманной настольной игры, архитектурные проекты, методические разработки к учебникам, программы для ЭВМ. И с каждым годом ввиду бурного развития техники список этот, надо полагать, будет расти и расти, обзаводясь новыми, доселе не известными понятиями и терминами. Ведь и за пятнадцать лет работы столько удалось повидать, что чему-то удивляться уже не приходится.

— Как-то раз пришел человек, — вспоминает Ирина Иннокентьевна, — и говорит: «Я придумал! Зарегистрируйте!» И давай мне рассказывать свою идею, которую я, честно говоря, вообще не поняла. Я ему объяснила все требования, предъявляемые к хранению, и отправила домой. Он буквально через день приходит и говорит, что написать ничего не может, а зарегистрировать хочет. Пришлось посадить его за стол и помогать излагать проект хотя бы на одном листочке. После этого мы взяли ее на хранение.

Начало девяностых здесь вспоминают с улыбкой — тогда практически никто не думал о своей интеллектуальной собственности, а может быть, о том, что ее могут украсть. Обращений в «Сибкопирайт» было немного. Но со временем люди стали дорожить тем, что имеют, и сейчас обращений очень много. О числе объектов, взятых на хранение, можно судить по номерам выдаваемых сейчас свидетельств — уже около двух тысяч. И, что интересно, до тридцати процентов всех депонируемых творений — песни. Вот уж поистине Новосибирск — край музыкальных талантов. Кстати, немало среди авторов и иногородних. Присылают и привозят свои произведения для хранения именно у нас из многих городов Сибири.

Почти две тысячи авторов — много это или мало? Сужу по собственному опыту — много. Провела мини-опрос среди знакомых поэтов, писателей, художников и музыкантов. Ни один из них не задумывался о регистрации авторских прав да и вообще о своих правах. Поэты издают книги, печатаются в сборниках, писатели зачитывают отрывки из произведений, художники участвуют в выставках. В общем, все творят и на иное времени и сил не остается. Будут ли они, если вдруг придется доказывать свое исключительное право на произведение? А ведь таких творческих людей в области — тысячи.