Деньги «лекари» вернули добровольно
Нередко человек в подобной ситуации говорит: «А, сам я виноват — лохов так и учат!» - и все оставляет как есть. Надо ли говорить, что в расчете на таких «простаков» недобросовестные дельцы и стремятся поскорее сколотить капитал. Они уверены: как-нибудь пронесет, мало найдется у нас людей, умеющих отстаивать свои права потребителя.
Заметим сразу, что сладить с нарушениями на рынке услуг и товаров рядовому гражданину в самом деле непросто. И тем не менее такие люди находятся все чаще. На месте мэра или губернатора я бы, наверное, их премировал или публично выносил благодарность — такое полезное дело они делают для всех нас, не оставляя без последствий случаи нарушения прав потребителей.
По информации отдела защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора с жалобами на неудовлетворительное обслуживание, некачественный товар в I полугодии письменно обратились 270 человек, еще 546 потребителей по устным обращениям получили консультации и конкретную помощь в связи с нарушением их прав.
На что сегодня жалуются новосибирцы? На продажу товаров ненадлежащего качества, непредоставление продавцом (исполнителем) информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг. Кажется, на каждом шагу это встречается! Претензии по категориям: торговля (более 60%), бытовые (10,3%) и жилищно-комунальные услуги (7,7%).
При анализе жалоб в сфере торговли выясняется, что больше всего проблем у потребителей возникает с качеством сложно-технических товаров бытового назначения, мобильных телефонов, обуви, мебели, товаров, приобретенных дистанционным способом продажи.
Вот типичная ситуация: в ООО «Вместе» потребитель приобрел дамские туфли по цене 1800 рублей, по словам продавца, совместного производства Москва — Италия. Однако через день или два у «черевичек» появились дефекты — и покупатель, конечно, усомнился в достоверности сведений об изготовителе, тем более что на проданной обуви информации об изготовителе и товаре не было. Конечно, на это стоило сразу обратить внимание. Расстроенный хозяин туфель, говоря языком закона, решил отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Хорошо, что к решению проблемы гражданин вовремя привлек специалистов Роспотребнадзора. При проверке торгового предприятия было установлено, что обувь, находящаяся в продаже, действительно не имела информации для потребителя об изготовителе и товаре: маркировка на потребительской упаковке отсутствовала. В результате подтвердить соответствие обуви установленным требованиям и ее происхождение оказалось невозможным. И тем не менее продавец, несмотря на явное нарушение своих обязанностей по предоставлению покупателям необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, отказался удовлетворить требование покупателя. Финал конфликта был предсказуем: Роспотребнадзор вынес, в соответствии с КоАП РФ, директору магазина административный штраф за допущенные нарушения, подготовлено заключение для суда в целях защиты прав потребителя. А недавно в управление поступила новая жалоба на это предприятие, на отказ в удовлетворении законного требования потребителя о расторжении договора купли-продажи. Впереди — новое судебное разбирательство?
Или вот еще не менее банальная и столь же поучительная история. Покупатель пожаловался на отказ в удовлетворении требования о замене электрокофемолки ненадлежащего качества, приобретенной в ООО «Весна». Продавец отказал покупателю по результатам формальной проверки качества, а на его законное требование о проведении экспертизы поручил ее проведение покупателю без согласия, конечно, последнего. После проведенной специалистом управления проверки и разъяснения продавцу его обязанностей при продаже товара ненадлежащего качества конфликт был решен, покупателю возвращены деньги.
Возникают проблемы и с мебелью. Из 17-ти жалоб, поступивших на мебель, 7 связаны с нарушением сроков изготовления и доставки мебели, продаваемой по образцам. Так, 4 потребителя не смогли получить мебель в договорный срок, заказанную в ООО «Олимп» в салоне-магазине «Успех». Превышение установленных сроков составляло от 12 до 30 дней! Лишь после вмешательства ТУ Роспотребнадзора трем покупателям были возвращены деньги в сумме 43,5 тыс. руб., по четвертому заявлению с покупателем согласован новый срок, который предприятие наконец выполнило.
Но не всегда покупатель общается непосредственно с продавцом. В последнее время по России увеличивается количество товаров, приобретаемых дистанционным способом продажи. Такие товары реализуются по месту нахождения покупателя, как правило, на дому и в основном пенсионерами. Например: позвоните — и вам доставят покупку на дом! Эту категорию потребителей легче обмануть и ввести в заблуждение относительно истинных потребительских свойств и качества товаров. Как показывает анализ обращений, более 70% жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обманов при продаже биологически активных добавок (БАД).
В материалах Роспотребнадзора приводится такой факт: три гражданки пенсионного возраста, поверив рекламе по телевидению, заказали по телефону в ООО «Регион-Дельта» препараты для лечения зрения, стоимость которых 11 — 12 тыс. руб. После употребления их не только не наступило улучшение, но в отдельных случаях появились признаки причинения вреда здоровью: кашель, удушье.
При проведении проверки выяснилось, что за лекарственные препараты выдавались биологически активные добавки к пище (БАД), которые таковыми не являются, продажа их производилась без удостоверений о качестве безопасности, сведений о государственной регистрации, не была подтверждена и предоставляемая в рекламе информация об их лечебном эффекте. В итоге предприятию выдано предписание о прекращении нарушений, ответственное за нарушение лицо оштрафовано в соответствии с КоАП РФ на сумму 4,0 тыс. руб., деньги потребителям «лекари» вернули в добровольном порядке.