От дома к дому
Они — жители Новосибирска, а в Искитим наведываются по выходным за домиком присмотреть да в огороде повозиться.
— Присаживайтесь поближе, — предлагает Анатолий Васильевич, не отрываясь от дела. — На все ваши вопросы ответим.
Супруги Немцевы о Всероссийской сельскохозяйственной переписи, конечно же, слышали не раз. Анатолий Васильевич не только постоянный читатель газеты «Советская Сибирь», но и автор кроссвордов, публиковавшихся на наших страницах. К ответам на все вопросы переписных листов он подошел обстоятельно, объяснив, что прекрасно понимает цели этого мероприятия.
К сожалению, такую позицию занимают не все искитимцы. Переписчики вынуждены констатировать тот факт, что очень часто владельцы домов сознательно искажают информацию об имеющихся животных, участках земли, невзирая на подробные объяснения самих переписчиков да и на ту информацию, которая, надо сказать, периодически появляется в местных и центральных газетах, по радио и телевидению.
— Самое главное условие этой переписи — записывать информацию со слов граждан, — рассказывает уполномоченный по вопросам переписи в Искитимском районе Людмила Лапенко, — и мы следуем этому правилу. Но переписчики в селах в основном из местных, а потому прекрасно знают, кто и что держит. Потому они могут сказать, что очень большая часть информации попросту утаивается, хотя мы каждого человека убеждаем, что ни фамилии, ни адреса на переписных листах нет, а переписчики несут ответственность за разглашение конфиденциальных данных. Однако помогает это мало. Около пятнадцати человек вообще отказались отвечать на вопросы. Бывали случаи, когда на переписчиков хозяева домов буквально кричали, отгоняя от дома.
Еще одна проблема переписи именно в сельской местности в том, что зачастую люди не знают, сколько у них земли, живут и живут себе многие годы, не оформляя документов, а соответственно, не измеряя участков. Но, несмотря на все эти трудности, переписчики подходят к делу очень ответственно.
Если в районе перепись сплошная, то вот в Искитиме — выборочная. Участие в ней принимают лишь 20 процентов всех горожан. В основном это жители частного сектора, однако есть и владельцы квартир в двух-, трехэтажных домах, имеющих небольшие участки земли и сараи, позволяющие разводить скот. В городе проблем у переписчиков возникает меньше, люди стараются вовремя оформить все документы, а потому знают размеры своих участков. Вот только собак много бродячих.
…Мохнатая Кукла накинулась, гремя цепью, едва мы приблизились к следующему дому. Юлия Ларченко поостереглась подходить ближе и терпеливо дожидалась хозяйку за воротами.
Для восьмидесятитрехлетней Марии Никифоровны Сураевой, тростью пригрозившей собаке, визит переписчика — возможность пообщаться. Она очень плохо ходит, живет одна, так что поговорить-то зачастую и не с кем. Мария Никифоровна в сотках и квадратных метрах свой огород не измеряет, трудно ей даже приблизительно оценить площадь, поэтому по старинке исчисляет все в корнях да сетует на то, что сарайки ей не нужны, вот кабы снести их — будет еще земля хоть под ту же ягоду. А напоследок предлагает свежих огурчиков. Наш вежливый отказ, похоже, расстроил хозяйку. Но работа есть работа.
На снимке: Мария Сураева и Юлия Ларченко охотно беседуют об огородных делах