Переписчик идет к людям
Антонина Константиновна Ильина сейчас пенсионерка, а раньше работала зоотехником райсельхозуправления. Услышала, что нужны переписчики-добровольцы, и с удовольствием откликнулась на нужное дело. Неделю отзанималась на специальных курсах. Еще до первого июля на два раза обежала всех своих респондентов с просьбой подготовиться к опросу, записать на бумажку, сколько земли во владении, какие посадки есть, пересчитать живность на подворье. Многие, зная Антонину Константиновну лично, охотно откликнулись на просьбу. Задержки с оформлением переписных листов у нее практически нет. Другое дело, что каждому хочется поговорить со свежим человеком, высказать сомнение в том, что как бы «не вышла боком» такая переписка. Ни один респондент не обошел вопрос об увеличении налогов на сельчан. Один старенький дедуля так прямо и сказал: «Ты, дочка, не знаешь, а я помню: во время коллективизации вот так ходили да писали, а потом как дали налог! Три шкуры с крестьян драли. Вот и сейчас дождемся, что на одну курицу будет три сбора: за перо, за яйцо и за мясо...» Разубеждала старого человека, да разве это возможно? Уж так повелось, что от государства вечно подвоха ждут.
Нравится переписчице заниматься этой кропотливой работой с людьми, ощущать свою нужность, а то засиделась дома, забыла, что жизнь на пенсии может быть весьма насыщенной, а ты сам кому-то нужен.
Алексей Коваленко только недавно сдал выпускные экзамены в техникуме, впереди учеба в вузе, но нашел время поработать переписчиком. Тут две причины: высокое сознание и материальный стимул. Алеше только двадцать лет, все его респонденты люди постарше, но снисхождения к возрасту не делают. Раз пришел в дом, так отвечай на все вопросы, объясняй, что, зачем и почему. Заметил молодой переписчик и одну особенность: если земельные сотки называют охотно, то скотину, птицу скрывают. Нередко спрашивают: «А сколько тебе на том дворе назвали? Вот столько и мне пиши... И кто попридумал такие вопросы?» И часто на вопрос о том, сколько посажено овощных культур, ответ следует: «Иди меряй!» Если опрашиваемый мужчина, то он с готовностью и рулетку несет. Женщины более обстоятельны с ответами, все помнят и знают. Хотя одна молодуха и во двор не пустила, хлопнула калиткой перед носом, а у Алексея целый день настроение испорченное было, все корил себя: «Может, не так обратился?» Теперь к этой женщине за данными пойдет инструктор, хотя где гарантия, что и его не выставят? Разные люди, разные характеры, но доброжелательных и сознательных преобладающее число.
Алексей до официального срока окончания сельхозпереписи завершит работу на своем участке, но его, человека молодого и абсолютно честного, мучают сомнения: «Зачем государству такая перепись, где цифры люди говорят приблизительные, часто обманывают, часто не помнят? Будет ли толк от такой работы?» Но сомнения держит при себе, а на вверенный участок идет каждый вечер в специальной кепочке, с портфелем, удостоверением и паспортом. С колоссальным терпением опрашивает людей строго по анкете, отчитывается ежедневно об итогах дня.