Страховой резерв — основа финансовой независимости регионов
Что это за меры? И насколько обоснована экстренность поставленных проблем? Об этом сегодняшний разговор с президентом Сибирского зернового союза, председателем совета директоров акционерного общества «Сибирская хлебная корпорация» Дмитрием ТЕРЕШКОВЫМ.
— Как мне известно, совет директоров СЗС принял решение обратиться к Правительству России с просьбой: в максимально сжатые сроки определиться, будет ли в течение весны-лета 2006 года вбрасываться на региональный рынок Зауралья зерно интервенционного фонда. Это означает, что нас ждет его дефицит?
— Анализ зерновых балансов России говорит об относительно спокойной ситуации по стране в целом и достаточно дефицитной — в Сибири. По нашему мнению, очень скоро запасы зерна в СФО упадут ниже критического уровня — до 600 тысяч тонн. Потому уже в начале июня, возможно, необходим будет выпуск зерна интервенционного фонда на рынки России (???) — примерно 200 тысяч тонн из 650 тысяч, заложенных осенью. Целесообразно, чтобы полная ясность в этом вопросе возникла не позднее конца апреля этого года. Кроме того, в случае положительного решения вопроса мы считаем необходимым в названные сроки определить и базовые цены реализации зерна интервенционного фонда, условия его поставки и общий объем, выставляемый на продажу. При этом, чтобы не вызвать значительных отклонений от уже сформированных в округе цен, предлагается осуществить реализацию интервенционного зерна в ценовом коридоре 3800 — 4300 рублей за тонну пшеницы третьего класса с содержанием клейковины 23 процента. В противном случае российский зерновой рынок окажется в тотальной зависимости от информационных спекуляций.
— Да и прогнозы на будущий урожай в Сибири тоже неутешительны.
— Вероятность неблагоприятных погодных факторов в предстоящем сельскохозяйственном сезоне выше среднемноголетнего показателя. Это подтверждается предварительными предсказаниями Западно-Сибирского гидрометеоцентра. В связи со столь неблагоприятными видами на урожай по нашему региону (прогнозируется существенный недосев и засуха) мы и предлагаем использовать остатки зерна интервенционного фонда (это 400 — 450 тысяч тонн), хранящиеся в СФО, начиная уже с первой половины зимы 2006/2007 годов. Именно в это время на локальном сибирском рынке возникнет сильный дефицит зерна, а снабжение мукой потребителей СФО и ДВФО из европейской части России будет тормозиться высокими железнодорожными тарифами.
— К несчастью, неблагоприятные погодные условия — не единственная беда этого сезона?
— Не берусь комментировать достаточно оптимистичный прогноз для России в целом, основанный на предположении о том, что за счет ярового сева удастся на 100 процентов компенсировать потери от недосева и гибели озимых. Но вместе с тем, по нашему общему мнению, в этих прогнозах не учтено несколько важных субъективных факторов, оказывающих серьезное влияние на формирование будущего урожая. Сейчас в большинстве зерносеющих субъектов Федерации (СФО — не исключение) происходит ощутимое снижение кредитования посевной по линии администраций краев и областей. Кроме того, в сезон 2006 года нами прогнозируется еще более резкое снижение финансирования сельхозтоваропроизводителей перерабатывающими предприятиями и крупными зернотрейдерами. Причина — сильная закредитованность переработчиков и многих трейдеров за прошлые годы и далеко не блестящее финансовое состояние многих из них. Сказывается также серьезное разочарование потенциальных кредиторов и инвесторов в связи с низкой платежной дисциплиной большинства хозяйств. Кредитование по линии банков также не будет расти, а, возможно, и существенно снизится из-за сокращения ликвидной залоговой базы и большого количества уже пролонгированных кредитов у сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, высокая стоимость ГСМ будет подстегивать дефицит оборотных средств. В таких условиях вполне логично ожидать снижение посевной и уборочной площади в основных регионах СФО на 10 — 20 процентов. Как показал анализ планов хозяйств Новосибирской области на посевную, осуществленный специалистами аналитического центра ГУП «Новосибирская продовольственная корпорация», посевные площади под зерновыми культурами здесь сократятся не менее чем на 10 процентов. По данным выборочного опроса руководителей хозяйств области, проведенного сотрудниками экспертно-аналитического отдела ЗАО «Сибирская хлебная корпорация», сокращение посевов может составить 20 процентов к уровню прошлого года. Несмотря на то, что приведенные цифры получены способами, которые нельзя считать на сто процентов репрезентативными, они позволяют составить представление о масштабе грядущих потерь. По имеющимся данным, ситуация в Алтайском крае близка к новосибирской и осложняется крайне плохой обеспеченностью влагой в корнеобитаемом слое почвы, а также очевидным дефицитом кондиционного семенного материала. Плюс к этому вынужденная экономия большинства хозяйств на агротехнических мероприятиях, вероятнее всего, повлечет за собой снижение урожайности на 2—3 центнера с гектара по сравнению со среднемноголетней. Кроме того, существует очевидная угроза снижения качества урожая.
— Однако трагичность ситуации, в которой оказалось сейчас сельское хозяйство, заключается еще в том, что при сохранении и даже увеличении объемов производства продукции произошло резкое снижение доходов от ее реализации.
— Поэтому мы считаем, что уже сейчас необходимо предпринять серьезные меры по поддержанию «стартовых» рыночных цен на пшеницу. По причине ограниченности финансовых возможностей местных переработчиков и других потребителей зерна, а также под угрозой увеличения осеннего импорта казахского зерна в сентябре — октябре 2006 года «стартовые» цены на пшеницу (по ним будет реализована основная масса хлеба непосредственными производителями), вероятнее всего, будут невысокими, не компенсирующими высокие затраты на производство.
Основываясь на анализе сибирского баланса зерна, мы прогнозируем среднюю сезонную цену на предстоящий сельскохозяйственный год на уровне 5000 — 5500 рублей за тонну. Тем не менее если относительно благоприятный прогноз урожайности для европейской части РФ и Казахстана соответствует действительности, то сибирское зерно в начале сезона не будет интересовать европейских покупателей. В этих условиях в сентябре — ноябре 2006 года, даже на фоне потенциального дефицита, цена пшеницы третьего класса не поднимется выше 3000 рублей за тонну. Несложно догадаться, что этот уровень цен ниже хозяйственной себестоимости производства зерна.
— И как, на ваш взгляд, можно поддержать «стартовые» цены?
— Реально способствовать их повышению может только сибирский интервенционный фонд. Сформировать его следовало бы на принципах, сходных с условиями функционирования федерального интервенционного фонда. Однако при этом необходимо обеспечить учет особенностей сибирского рынка. В связи с этим мы рекомендуем субъектам Федерации СФО приступить к созданию регионального интервенционного фонда зерна, начиная уже с осени 2006 года. Целесообразность этого шага объясняется еще целым рядом объективных и фундаментальных причин. Прежде всего эксклавный характер сибирского зернового рынка делает ситуацию на нем не вполне аутентичной реалиям рынка зерна европейской части РФ. В то же время, по объективным причинам, характер проведения закупочных и товарных интервенций формируется правительственными органами РФ, в основном исходя из условий центра и юга России. По многолетним наблюдениям, амплитуда сезонных колебаний цен на сибирском рынке зерна существенно выше, чем в большинстве других регионов РФ. Как правило, осенью каждого года в Сибири наблюдается всероссийский минимум цен на зерно, а в периоды сезонного дефицита цены на зерно и продукты его переработки растут наиболее высокими темпами. Разница цен за сезон в отдельные годы может достигать 200 — 300 процентов! Такие перепады неблагоприятно сказываются на всех звеньях зерновой цепочки — как на финансовом состоянии непосредственных товаропроизводителей, так и на уровне доходности предприятий переработки и хлебопечения. В таких условиях формирование сибирского интервенционного фонда позволит более оперативно, в большем соответствии с потребностями местного рынка оперировать на нем: приводить в соответствие с интересами участников местного рынка цены на продукцию, состав участников торгов и потребителей выпускаемой продукции.
— Для создания регионального интервенционного фонда непременно потребуются бюджетные деньги. Вы уверены в эффективности их использования?
— Из-за ничтожности наиболее продуктивного озимого клина и короткого безморозного вегетационного периода, не позволяющего выращивать в Сибири наиболее продуктивные яровые сорта, себестоимость производства зерна в Сибири заведомо выше, чем в центре и на юге России. Поэтому необходимость дополнительной финансовой поддержки местных сельхозпроизводителей со стороны государственных органов очевидна. Вместе с тем традиционные методы поддержки хозяйств в форме бюджетного кредитования производственного цикла (с неясной перспективой возврата вложенных средств) оказались весьма затратными и малопродуктивными. Эта практика повсеместно рождала иждивенческие настроения у руководства хозяйств, не обеспечивала эффективного механизма использования заемных средств и тяжелым бременем ложилась на бюджеты субъектов Федерации. Вместо того, чтобы истратить эти средства на компенсацию части процентной ставки по кредитам, самостоятельно привлекаемым предприятиями агрокомплекса, и страхование аграрных рисков, субъекты Федерации расходовали свои бюджетные средства на фактическую консервацию существующей неэффективной системы хозяйствования. В то же время предлагаемый Сибирским зерновым союзом механизм поддержки сельхозтоваропроизводителей через вполне сочетаемый с системой рыночных отношений процесс сглаживания сезонных колебаний цен на продукцию обеспечивает целенаправленность поддержки именно наиболее эффективных предприятий, создавая ориентир и стимул для отстающих. Кроме того, учитывая очень низкий уровень коммерческого риска и практически стопроцентную возвратность вложенных средств на фоне вполне приемлемой рентабельности работы интервенционного фонда, этот механизм мог бы существенно расширить возможность привлечения кредитных ресурсов и частично снять нагрузку на бюджет региона.
— Каковы, на ваш взгляд, оптимальные объемы регионального фонда?
— На основании опыта работы других регионов считаем целесообразным рекомендовать формирование регионального фонда зерна в объеме 550 — 600 тысяч тонн пшеницы третьего класса, 150 — 200 тысяч — четвертого, 30 — 50 тысяч тонн ржи группы А и 150 — 200 тысяч тонн фуражного ячменя и овса. Это не более 10 процентов от валового сбора товарного зерна в СФО. Такие объемы потребуют привлечения кредитных ресурсов, сопоставимых с ежегодными объемами государственного кредитования АПК, осуществляемого основными зернопроизводящими регионами СФО на «квазивозвратной» основе (от 4,0 до 4,5 млрд рублей). В то же время эти меры способны оказать существенное стабилизирующее влияние на рынок сельскохозяйственной продукции, особенно в сочетании с аналогичными действиями органов федеральной власти. Избавив хозяйства от необходимости ежегодно смиряться с низкими осенними ценами, интервенционный фонд будет решительно способствовать укреплению их финансовой независимости. Кроме того, будет создан существенный страховой резерв для местных перерабатывающих предприятий, который избавит их от необходимости ежегодно обращаться к импорту зерна из сопредельных территорий и Казахстана. Функционирование регионального интервенционного фонда, по нашему мнению, должно осуществляться под непосредственным управлением аппарата представителя Президента РФ по СФО, с участием администраций краев и областей и представителей СЗС. Для окончательной отработки принципов и механизма финансирования сибирского интервенционного фонда СЗС предлагает вместе с руководством МА «Сибирское соглашение» и администрациями субъектов Федерации СФО сформировать рабочую группу.
Амплитуда сезонных колебаний цен на сибирском рынке зерна существенно выше, чем в большинстве других регионов РФ. Как правило, осенью каждого года в Сибири наблюдается всероссийский минимум цен на зерно, а в периоды сезонного дефицита цены на зерно и продукты его переработки растут наиболее высокими темпами. Разница цен за сезон в отдельные годы может достигать 200 — 300 процентов!
На снимке: заседание Сибирского зернового союза.