USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Мнение автолюбителя со стажем

Галина СТЕНИНА. Водитель-любитель с 1971 г.



Для доказательств я просто перечисляю требования Правил дорожного движения (ПДД), которые, несмотря на преимущество специального транспортного средства, являются обязательными для всех без исключения, но были нарушены водителем «мерседеса».

Извлечения из ПДД

3.1. Для получения преимущества перед другими участниками движения водитель транспортного средства специальных служб должен включить маячок синего цвета и звуковой сигнал.
Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения...

10.1. ...вести транспортное средство со скоростью... учитывая... дорожные условия, в частности, видимость в направлении движения. При возникновении опасности для движения... водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки.

10.2. ...может повышаться скорость на отдельных участках дорог, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большой скоростью.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

убедиться, что транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево...

11.2. ...обгон транспортного средства, водителъ которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.

11.5. Обгон запрещен... в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.

Теперь — о доказательствах причин ДТП. Несмотря на то, что водителям специальных машин разрешено отступать от ПДД (разделы 6,8 — 18), но в каждом разделе есть требования об осторожности, и «воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу», что «не создадут помех транспортным средствам», и «если условия обеспечивают безопасное движение» — 3.1, 9.10, 10.2, 11.1.

Перед пригорком, подъемом губернаторский «мерседес» должен был снизить скорость — 10.1, 11.1, 11.5. Вдруг за пригорком препятствие — куча щебня или лежит корова, что тоже бывает... Но на дороге в тот злополучный час оказались не эти «предметы», а двигалась «Тойота».

Так как водитель «мерседеса» выскочил из-за пригорка на встречную полосу, не убедившись, свободна ли полоса для движения, то он мог столкнуться со встречной машиной, если бы такая там оказалась, — 10.1, 11.1.

Водитель «мерседеса» должен был сбавить скорость (10.1, 11.5), выезжая на пригорок, и увидеть «Тойоту», приступившую к повороту. Водитель «мерседеса» должен был обгонять ее справа, а не слева — см. 11.2.

Почему «мерседес» после пригорка оказался на полосе встречного движения? А потому, что водитель «мерседеса», вылетев из-за пригорка и увидев впереди посредине дороги «Тойоту», приступившую к повороту налево, начал не обгонять «Тойоту», а тормозить! Ошибочно считают, что он обгонял слева, а «Тойота» не уступила дорогу.

Из-за резкого торможения на большой скорости «мерседес» выбросило на встречную полосу и на то место, где была «Тойота». Но у водителя «Тойоты» и не могла возникнуть мысль, что его на середине дороги, на разделительной линии, будет обгонять машина слева, а не справа, как положено — 11.2.

У «мерседеса» это было не продолжение движения вперед или обгон, а торможение, с которым водитель не справился из-за высокой скорости. Как водителю в секунду догадаться, как будет маневрировать мчащийся «мерседес»: правильно или неправильно и куда его занесет?

Если бы водитель «мерседеса», даже проявив неосторожность при выезде на пригорок с большой скоростью, но продолжал бы двигаться по своей полосе справа от «Тойоты» (11.2), а не тормозить, то столкновения бы не совершил. Скорость была настолько высокой, что и удар о «Тойоту» его не остановил, тормозной путь сократила лишь береза...

Я много раз ездила по этой трассе и в Горном Алтае. Там постоянно то подъемы, то спуски, то крутые повороты. Поэтому в тех дорожных условиях небезопасно движение с большой скоростью. Сколько машин лихачей-водителей слетело из-за этого в реку!

На таких дорогах и обгон, и скоростной режим должны быть особыми. Водителям надо быть особенно осторожными для себя и других участников движения. Дорожно-транспортные происшествия говорят, что Правила дорожного движения необходимо повторять всем водителям, невзирая на приоритеты. А еще такая мысль: машину ежегодно техосмотром «благословляют» в дорогу: технически исправна. А водитель — готов ли он, если правила изучал 10 — 15 и более лет назад? Повторить бы не мешало, послушать лекции, разбор сложных ситуаций. Об этом пора задуматься ГИБДД при анализе дорожно-транспортных происшествий.