USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Что дают новые правила пациентам поликлиник Новосибирска?

Фото Сергея ДЯТЛОВА.



Но людям еще многое непонятно в этих правилах, и сразу их трудно усвоить, поскольку к талонам и очередям в поликлиниках мы привыкали десятилетиями. Что нас ожидает теперь? Побывав на «прямой линии» в мэрии, мы узнали, что вопросы улучшения качества работы врачей и персонала поликлиник волнуют многих новосибирцев. За комментарием к новым правилам мы обратились к начальнику управления здравоохранения мэрии Новосибирска Александру ЛЬВОВУ.

— 28 февраля этого года вышел приказ о мерах по совершенствованию организации приема пациентов в поликлиниках Новосибирска. Он предусматривает, что работа поликлиник должна быть организована все дни недели, в том числе в выходные и праздничные дни. Работа должна вестись с 8 утра до 7 — 8 часов вечера. Талонная система к участковым терапевтам отменена. Должна быть внедрена запись по телефону и самозапись в журнале посещений пациентов.

К узким специалистам будут направлять в основном участковые терапевты. Это сделано для того, чтобы врач, который обслуживает население на участке, перестал быть «стрелочником», который от себя направляет пациента к узким специалистам, а старался разобраться в проблемах сам. Понятно, что проблемы офтальмолога, лор-врача, гинеколога — не сфера влияния участкового врача. Однако то, чем занимается обычный поликлинический невропатолог, пульмонолог, гастроэнтеролог, это практически дублирующие виды консультативной помощи. Для врача, мне кажется, достаточно несложно пройти дополнительное усовершенствование в профессии и прочитать дополнительную литературу, нежели налево и направо выдавать пациентам талоны. Пациенты пойдут с этими талонами к другому врачу, тот направит к третьему, и это превратится в систему малоудовлетворительную и низкопрофессиональную.

Мы оцениваем ситуацию достаточно трезво: система здравоохранения работала многие годы по несколько иным принципам. Именно поэтому мы задействовали целый ряд механизмов контроля и мониторинга ситуации. Во-первых, это телефонная «горячая линия». С 12 до 13 часов ежедневно в течение месяца пациенты поликлиник могут позвонить и высказаться по поводу имеющихся проблем. Затем эти обращения проверяются специалистами управления и в короткие сроки, максимально быстро, по ним принимаются решения. Во-вторых, в ряде поликлиник сейчас идет анкетирование пациентов — параллельно с «горячей линией», чтобы лучше понять ситуацию. Поскольку не всегда человек может дозвониться по телефону, к тому же непосредственно в поликлинике у него, может быть, возникают проблемы, которые лучше изложить на месте, заполнив анкету. Анкетирование мы собираемся проводить постоянно.

В следующем месяце планируем регулярно вести такую же «горячую линию», но уже с профессионалами — врачами и медицинскими сестрами. У них может быть тоже свое мнение, которое, я думаю, во многих вещах будет совпадать с мнением пациентов. Врачи и медсестры на самом деле горячо заинтересованы в том, чтобы система стала менее сложной, более понятной, менее конфликтной. Тут мнения пациентов и специалистов полностью совпадают.

При каждой администрации района до 15 марта должна быть создана комиссия. Вошедшие в нее медицинские специалисты будут объезжать свои поликлинические учреждения и проверять, как выполняется приказ. Ведь в приказе порой бывает одно, а в жизни получается немножко по-другому. Поэтому мы решили продублировать вышеописанную систему путем частых проверок. Приказ будет очень жестко контролироваться. И надо сказать, что мы можем уже по каждому району и каждой поликлинике отдельно говорить, где какие проблемы. Многие проблемы возникают на уровне регистратуры. Это проще всего исправить: предоставить людям возможность записаться, когда надо и куда надо, посетить специалиста в удобные часы. Количество жалоб на работу медицинского персонала от общего числа составляет около 20 процентов. Остальные звонки связаны с мнением пациентов о том, как можно было бы улучшить систему оказания медицинской помощи.

С момента выхода приказа прошло не так много времени. Мы надеемся, что в течение месяца ситуация начнет быстро утрясаться. Примерно так происходило дело с отменой платных услуг в детских учреждениях. Недавно мы получили первые комиссионные акты проверок исполнения приказа по детским поликлиникам, и после проверок количество критических звонков стало резко уменьшаться. Отмена платных услуг в детских поликлиниках позволила нам понять, в каких специалистах нуждается амбулаторное звено и по каким видам диагностической помощи есть проблемы. В короткие сроки мы выполним свои обязательства и это исправим. Надо сказать, что в течение трех недель с момента выхода приказа по детским поликлиникам звонков было много, и в рамках «горячей линии» люди высказывали мнения о платных услугах. Мы получили информацию для размышлений и коррекции ситуации. Немало родителей высказывали мнение, что, на их взгляд, отмена платных услуг не всегда целесообразна. Отмечалось, что с отменой платных услуг стала падать доступность медицинской помощи.

Совершенно понятно: чем лучше будет налажена работа на врачебном участке, тем меньше пациенты будут обращаться в поликлиники. Если участковый терапевт или педиатр живой, активный, шустрый и ему правительство рекомендовало обслуживать не более 1700 человек взрослого населения и не более 800 детского, что он должен делать? Насколько я себе представляю работу участкового терапевта, он должен ходить по участку, знать, где у него инвалиды, хроники. Он должен составлять паспорт участка, карту наблюдений пациента, давать необходимые рекомендации и выписывать таблетки. Чем активнее будет работа на участке, тем меньше народа будет в коридорах поликлиник. Ведь на самом деле они туда приходят для того, чтобы повидать врача, я так понимаю. Собственно на это направлена и правительственная программа, связанная с дополнительными деньгами именно в участковую сеть.

Но с узкими специалистами сейчас есть проблема. Она связана с тем, что учреждения укомплектованы этими специалистами примерно на 50 процентов. Немедленно найти такое количество хирургов, окулистов, невропатологов, рентгенологов невозможно. Поэтому система талонов предусматривает и регламентацию нагрузки специалиста, и исполнение им своих обязательств по отношению к пациенту. Перед нами стоит задача в короткие сроки подготовить около 600 узких специалистов. Но это малореальный проект, потому что их нет физически. А система обучения, утвержденная Министерством здравоохранения и социального развития, построена таким образом, что человек, который хочет быть врачом, должен проучиться шесть лет, затем пройти специализацию в интернатуре по базовым специальностям: терапия, педиатрия, хирургия. После этого в результате одно- или двухгодичного обучения он может получить курс по так называемой специальности. Сюда попадают и анестезиологи, реаниматологи, офтальмологи и многие другие специалисты. Обычные расчеты показывают, что при такой подготовке врачей ранее чем через три-четыре года необходимое количество узких специалистов не появится.

На участках ситуация лучше, видимо, потому, что зарплата исторически была повыше. Педиатрами мы укомплектованы достаточно хорошо — на 96 — 98 процентов. А терапевтами — на 86 — 88 процентов. По участковым терапевтам мы ожидали более скорого притока кадров, но этого не произошло, несмотря на то, что заработная плата участкового врача сейчас колеблется от 14 до 20, даже иногда до 25 тысяч рублей. Почему узкие специалисты неохотно идут в терапевты? Я думаю, это связано с тем, что, наверное, мало специалистов, работающих на ставку. Во многих лечебно-профилактических учреждениях заключены коллективные договоры, действуют коллективные подряды, контракты, стимулирующие, несколько повышающие заработную плату узких специалистов. Кроме того, работа на участке довольно специфичная и тяжелая.

Сейчас идет отработка критериев, характеризующих качество работы специалистов на участке. Составляем понятный перечень, который будет отражать качество работы врача. Так или иначе, но заработок на участке сейчас выглядит удовлетворительно. Люди, которые будут получать эти деньги, должны заниматься здоровьем пациентов профессионально, как велит врачебный долг.

Потребуются изменения в сознании не только специалистов, но и проживающих на территории врачебного участка. Правительство сейчас рассматривает ряд механизмов, которые бы позволили человеку быть заинтересованным в «базовом» состоянии своего здоровья. Например, если человек прошел диспансеризацию и после этого заболел, то 50 процентов медикаментов для лечения данного заболевания ему должны предоставить бесплатно. Планируется внедрить ряд чисто экономических, но очень эффективных подходов. Если люди захотят меньше болеть, то волей-неволей они обязаны будут обратить внимание на собственное здоровье.

На снимках: Александр Львов; работники регистратуры поликлиники №1 осваивают новые правила.

Мнения о платных услугах разделились
В общественной приемной мэра Новосибирска продолжает работать «прямая линия» по проблемам обслуживания в поликлиниках Новосибирска. У телефонов дежурят руководители управления здравоохранения, специалисты общественной приемной, комитета экспертизы и контроля мэрии.

Многих горожан беспокоит работа регистратур, трудности при получении талонов на прием к врачу, есть претензии к процедуре экспертизы инвалидности, программам реабилитации инвалидов. Некоторые интересовались перечнем платных и бесплатных услуг, в частности, возможно ли в городе бесплатное дорогостоящее обследование на компьютерном томографе. Пока такое оборудование имеется лишь в ведомственных клиниках, а значит, обследование там только за деньги. Начальник управления здравоохранения мэрии Александр Львов уверен, что эту проблему можно будет решить к лету — в мэрии рассчитывают, что уникальное оборудование в июне-июле будет поставлено в городскую клиническую больницу № 1 и тогда для горожан обследование на томографе станет бесплатным.

Мнения новосибирцев о предполагаемой отмене платных услуг во взрослых поликлиниках неоднозначны: одни — за полную отмену, другие предлагают частично сохранить систему платных услуг. И вторая точка зрения ближе начальнику управления здравоохранения мэрии. Александр Львов считает, что «прямая линия» поможет обобщить предложения горожан на этот счет и в дальнейшем упорядочить систему предоставления услуг: если человек желает быстро получить качественную услугу и готов ее оплатить, ему надо предоставить такую возможность.

Мониторинг общественного мнения по работе поликлиник продолжается. В течение всего марта новосибирцев просят звонить по телефону 227-41-91 с 12 до 13 часов.
Нина КОРИНА.

Фотографии статьи
046-15.jpg