USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Наука Александры Павловны

Борис БУРКОВ. Фото из архива творческого коллектива.



С тех пор бессменным руководителем школы является ныне заслуженный деятель культуры России Александра Павловна Шестакова. «Сигма» — ее детище, благодаря которому НГУ уже давно стал, пожалуй, самым танцующим университетом в стране. Широко известны ежегодно здесь устраиваемые, традиционные балы-ассамблеи, на которых танцуют не только студенты, но и профессора, и ведущие специалисты академических институтов.

Настоящие балы — очень большая редкость не только для Новосибирска, а в университете в канун Старого Нового года состоялся уже 32-й традиционный бал. Накопленный опыт по их организации и проведению уникален. Жаль, что он остается невостребованным в нашем городе. Студентам университета очень повезло, что в их альма-матер есть академик бального танца в лице Александры Павловны — продолжательницы русской бальной культуры. Если бы вы знали, в каких условиях приходилось и еще приходится проводить занятия школе бального танца, то были бы весьма удивлены достигнутыми результатами. Не только из ДК «Юность», но и из прокуренных переходов между корпусами университета, где приходилось заниматься, начинал бальный танец свое торжественное шествие по городам Сибири. Выездные праздники танца внесли свой вклад в развитие бального танца в Барнауле, Омске, Красноярске, Кемерово и Томске. Благодаря труду и таланту были заложены крепкие основы сибирской школы спортивного танца.

Полноценная танцевальная школа, как, впрочем, и сугубо научная, всегда имеет продолжение. Многие из учеников Александры Павловны, спустя годы, сами успешно руководят танцевальными коллективами в разных городах России, включая столицу. В их числе уже есть и заслуженные работники культуры. Все они — достойные продолжатели дела, которому Александра Павловна остается верной до сих пор.

Уроки Александры Павловны
Она очень строгий и требовательный педагог. По нынешним понятиям, можно даже сказать крутой. Ее кредо — качество танца и поддержание его высоких стандартов. Острое слово, сказанное на занятиях, очень помогает, особенно кавалерам. Даже самое простое танцевальное движение должно быть выражено красиво, а для этого оно должно быть осмыслено исполнителем. Александра Павловна учит этому терпеливо и тщательно, стремясь полнее раскрыть способности своих учеников. Она никогда не спешит давать танцорам новую, более сложную фигуру, пока те до нее, как говорится, не созреют. Ученики Александры Павловны чувствуют, что она любит с ними работать, и поэтому очень стараются.

Доверительные отношения способствуют творческому процессу, и результаты не заставляют себя долго ждать.

Вместе с тем Александра Павловна считает, что танцу нельзя научить, ему можно только научиться, а педагог лишь выполняет роль наставника. Другими словами, чтобы стать хорошим танцором, нужно очень много работать над собой, самосовершенствоваться, чтобы стать в глазах окружающих красивее, грациознее, стройнее, увереннее в себе, благороднее в поступках. Своих учеников Александра Павловна ориентирует на это с первого занятия.

Этапы большого пути
Колыбелью спортивных бальных танцев в Новосибирске является Академгородок, и у этой колыбели стояла молодая преподавательница танцев Александра Шестакова, приехавшая к нам в 1958 году из Иркутска. Вначале — кружок танцев в небольшом клубе строителей в Правых Чемах в районе ОбьГЭСа, затем — в красном уголке одного из общежитий микрорайона «Щ». Академгородок еще только начал строиться. На занятия нередко приходилось добираться в сапогах, но молодежь это не смущало и не останавливало. В 1962 году открылся Дом культуры «Юность», в котором Александра Шестакова работает и сегодня.

Шестидесятые годы — время широчайшего интереса к бальным танцам. Почти в каждом клубе и в Домах культуры с энтузиазмом их разучивали. Казалось, вот-вот и вся страна затанцует. Но этого, к сожалению, не произошло. Бальные танцы были, а балов как таковых не было, потому что организовывать и проводить их просто не умели, и это неумение продолжается до сих пор. Вот почему балы Александры Павловны — уникальное событие в культурной жизни нашего города. А разного рода и ранга рауты, турниры и просто вечера отдыха, объявляемые балами, это, как сейчас принято называть, — «фанера», и не более.

Но танцоры всегда имели возможность показать свое искусство в ансамблях бального танца и на танцевальных конкурсах. Пары, подготовленные Александрой Шестаковой, неоднократно были в числе победителей и призеров на зональных и всероссийских конкурсах. Очень важно, что Александра Павловна была танцующим педагогом. Она, например, была призером конкурса «Киевские каштаны-69». Больших успехов добился ансамбль бального танца «Сигма», которому одному из первых в стране в 1967 году было присвоено звание «Народный коллектив РСФСР», которое он на протяжении многих лет неоднократно подтверждал. Характерными особенностями этого коллектива всегда были массовость, преемственность и высокий класс танцоров. Народный ансамбль современного танца «Сигма» провел много показательных выступлений, был лауреатом и дипломантом всероссийских конкурсов. В течение всех 25-ти лет существования ансамбля его художественным руководителем, постановщиком и хореографом была Шестакова.

В Академгородке часто проходили большие танцевальные турниры высокого ранга с такими привлекательными названиями, как «Осенняя мозаика», «Сибирские огни», «Золотая долина» и другие, на которых часто звучала и живая музыка.

Александра Павловна достойно прошла все этапы развития бального и спортивного танца в Новосибирске. Когда во второй половине семидесятых начался процесс широкого обучения детей бальному танцу, в Академгородке появилась «Сигма-маленькая» и даже «МикроСигма», в которой занимались дошкольники. Выступления детей умиляли и восхищали зрителей. Детский ансамбль был дипломантом и дважды лауреатом праздников «Юные таланты Сибири» и «Дружба-84». У него много и других наград.

«Сигма» воспитала не одно поколение танцоров. Появились даже целые танцевальные династии. Эта особенность наблюдается до сих пор.

Три года назад, когда бальными танцами стали увлекаться люди в возрасте, здесь образовался коллектив «Сигма-Плюс». Вспомнили о былом увлечении и некоторые прежние танцоры «Сигмы» и вернулись в свое лоно. Таких танцоров называют сеньорами, и для них неутомимая Александра Павловна организует отдельные соревнования. Проводит она конкурсы и на лучшее исполнение отечественных бальных танцев.

Почему сегодня люди среднего возраста и много старше стремятся приобщиться к прекрасному искусству танца? Хотя это и физически нелегко, и к тому же не бесплатно, как в дни их молодости?
Не буду категорически утверждать, что это в основном люди творческих профессий, у которых дети уже подросли, карьера уже не самоцель, а чувства притупились обыденностью, в которую превратилась их жизнь. И вдруг — радость человеческого общения, чувство легкости и приятного возбуждения. Перед ними открылся мир положительных эмоций. Об этом прекрасно рассказал недавно прошедший на наших экранах американский фильм «Давайте потанцуем».

Не случайно танцоры признательность и любовь к своему педагогу выражают в стихах.

Начиная с 90-х годов для «Сигмы», как и для всей нашей страны, наступили нелегкие времена. Резко ослабла и исчезла помощь общественных и прочих организаций, которая и раньше была во многом символичной. Вот и приходилось Александре Павловне, как это и раньше бывало, все организационные хлопоты по проведению балов и конкурсов брать на себя. Однако недавно прошедшая 32-я бальная ассамблея показала, что ситуация меняется к лучшему.

Когда балы проходят четко, организованно, легко и весело, создается впечатление, что все получается само собой. Но это впечатление иллюзорно. Чем меньше видно предшествующей подготовки, тем больше ее было, тем кропотливее и профессиональнее она была проведена.

Не перестаешь удивляться, как у этой маленькой женщины, так преданно служащей одной богине — Терпсихоре, на все хватает энергии. Впрочем, я, кажется, понял секрет ее успехов: время, проведенное в танце, в возраст не засчитывается.

Фотографии статьи
020-19.jpg
020-20.jpg