Так родились наши пригороды

В Новосибирск во время войны было эвакуировано несколько десятков предприятий, и почти в каждой школе располагался госпиталь
О некоторых страницах из жизни Новосибирска во время Великой Отечественной войны в рамках Всероссийской недели детской книги в Новосибирской областной детской библиотеке имени Алексея Горького рассказал известный краевед, писатель-фантаст и поэт Игорь Маранин.
Участниками встречи, в частности, стали будущие педагоги — студенты Новосибирского педагогического колледжа № 1 имени Антона Макаренко.
Игорь Юрьевич рассказал немного о том, как жил Новосибирск в годы Великой Отечественной войны, точнее, о нескольких точках на карте областного центра рядом с теперешним зданием библиотеки имени Горького. Здесь, совсем рядом, когда-то размещались эвакуированные госпитали и предприятия. Например, в 1941 году в город был перевезен московский завод, на котором трудились новосибирские подростки.
— Самым тяжелым годом для нашей страны и армии был 1941-й, — комментирует Игорь Маранин. — Начало войны, когда нашим войскам пришлось отступать, причем далеко — до самой Москвы, до Ленинграда, Волги и Сталинграда. И это было не просто отступление: понятно, что, когда войска отступают, на оставленной территории остается все, например плодородные поля. И главное, остаются заводы, особенно военные. Чтобы врагу не отдать эти заводы, их перед отступлением 1941-го и в начале зимы 1942 года эвакуировали подальше: за Урал, в Сибирь. А вы представляете себе огромный завод, в котором множество цехов, оборудования, рабочих и высококвалифицированных специалистов, — насколько сложно перевезти даже одно такое предприятие куда-то вглубь! А тогда их перевозили десятками и сотнями. Только в Новосибирск было эвакуировано несколько десятков предприятий. Понятно, что всем им требовалось где-то разместиться, а помещений-то нет! И многие заводы в итоге размещались просто в чистом поле, так родились некоторые наши пригороды, например Пашино.
Спали на нарах
Одним из таких предприятий был московский завод № 644. Почему у него тогда не было названия? В целях конспирации в годы войны и некоторое время после заводы не имели названий, по которым можно было бы понять, что они производят.
— 9 ноября 1941 года рабочие прибыли в Новосибирск и стали разгружать оборудование, — рассказывает Игорь Маранин. — А в декабре того же года завод уже выпускал продукцию. При этом корпуса еще только возводились, не было стен и крыши, гуляла между станками поземка. Рабочие, которые налаживали оборудование, тогда работали по 12–15 часов в сутки. Но продукция предприятия была очень нужна фронту: это был единственный в стране завод, выпускавший прожектора для флота, зенитных пушек, противовоздушной обороны, аэродромов, на которые садились и с которых взлетали наши военные самолеты.
Помимо прожекторов, здесь же делали ручные гранаты, зарядные и передвижные электростанции. Этот завод во время войны снабжал всю армию.
— Понятно, что не на всех мужчин распространялась бронь — армии требовались солдаты, многих мобилизовали, был громаднейший недобор в кадрах. И на предприятия шли тогда работать подростки, — говорит Игорь Маранин. — Им было по 12–15 лет, и на прожекторный завод они шли работать из тех же школ, которые и сейчас расположены рядом. Кто был невысокого роста, тот вставал рядом со станком на ящик или скамейку. Начинали работать в шесть утра и заканчивали в девять вечера, поэтому многие даже не уходили домой — спали прямо тут, на специально установленных нарах. Здесь же завтракали, обедали и ужинали. В месяц каждый рабочий имел всего один выходной.
Школьники стирали бинты
Кроме заводов, в Новосибирск были эвакуированы и военные госпитали.
— Школа № 82 и сейчас расположена по адресу улица Гоголя, 195, но полностью перестроена и выглядит, конечно, уже не так, как на фото того времени, — комментирует лектор. — Четырехэтажное здание было построено в 1937 году, незадолго до войны. В той части Новосибирска это был своего рода небоскреб. Когда в 1941 году в город эвакуировали заводы, сюда перебрались и госпитали. Проблема в том, что госпиталь не завод — здесь нужны настоящие врачи, подростков в госпиталь не наймешь, разве только санитарками. И вот осенью 1941 года ученики школы уступили место врачам и военному госпиталю, который был эвакуирован из Харькова. В классах поставили койки, превратив их в больничные палаты, а многие девочки-старшеклассницы стали санитарками и медсестрами, помогали лечить раненых бойцов.
Каждый из военных госпиталей, эвакуированных в Новосибирск, имел свою специализацию. В школе № 82, в частности, лечили туберкулезных. Болезнь эта была настоящим бичом на передовой, в сырых окопах.
— Во фронтовых условиях невозможно было победить такие болезни, — говорит Игорь Маранин. — Кроме того, в этом госпитале делали различные хирургические операции после ранений. Сначала в нем располагалось около 300 человек на излечении, а с 1942 года стало почти 400.
Увы, медикам не хватало самого необходимого: дезинфицирующих средств и топлива, чтобы обогреть здание. И ученики школы сами стирали бинты, дежурили у кроватей тяжелобольных, писали письма родным бойцов.
Занятия в школе возобновились только в 1944 году — сначала на двух нижних этажах, а затем и на верхних. А госпиталь в итоге отправился обратно, в освобожденный от фашистов город Харьков.
«...покорил всех своим необычным голосом узбек Ахмед»
На улице Некрасова, в том месте, где сейчас находится библиотека имени Горького, когда-то было сразу несколько госпиталей. Одно из зданий построили еще перед войной тоже для школы — № 79. Оно располагалось на улице Ломоносова, 57, но, к сожалению, не сохранилось — было снесено в 2018 году.
— В этом доме № 57 с сентября 1941 по май 1946 года лечили тех, кто получил тяжелые ранения рук и ног, — говорит историк. — Чаще всего конечности приходилось ампутировать, поэтому госпиталь занимался также протезированием. Одним из шефов госпиталя — так называли тогда предприятия, которые помогали другим, — был завод № 644 (о нем речь шла выше. — Прим. ред.). В 1945 году медучреждение превратилось в госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны. Есть такая замечательная книга — «Мой Новосибирск», изданная в самом конце прошлого века. В ней собраны воспоминания жителей о разных периодах истории города. Они очень живые, интересные, и я крайне советую вам их прочитать.
Шефский концерт в госпитале Новосибирска, 1943 год. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
В частности, одно из воспоминаний в этой книге принадлежит Зинаиде Масаевой, которая в годы войны была еще школьницей. Она помогала в госпитале, который располагался в школе № 85 Заельцовского района.
«Меня включили в бригаду художественной самодеятельности, — сообщает авторам книги землячка. — Наш первый концерт прошел с очень большим успехом, чего мы сами не ожидали. А поэтому мы стали часто выступать и даже привлекать к участию в концертах раненых. Вспоминаю, какое прекрасное представление мы устроили ко Дню Советской армии. Двери всех палат были открыты. Те, кто не мог ходить, слушали наши выступления, лежа на койках. А мы пели, танцевали, читали. Особенно покорил всех своим необычным голосом узбек Ахмед. Он был ранен в ногу и пел лежа. Его звучный мощный голос заполнял все помещения: «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета…» — этот голос невозможно забыть до сих пор».