Напомнить хозяину о напрасно утраченной традиции
На ремонт новосибирских студенческих лагерей вузам нужны федеральные деньги, «достать» которые не так-то просто
В Новосибирской области в полную негодность пришли студенческие лагеря. Впрочем, это не только наша проблема — внезапно недостаток спортивно-оздоровительных лагерей ощутили организации высшего образования буквально по всей стране. Во всеуслышание тревогу по этому поводу первыми забили парламентарии в Татарстане. Новосибирские областные депутаты-единороссы предложили поддержать инициативу казанских коллег.
На минувшей неделе на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике новосибирские депутаты рассмотрели обращение госсовета Татарстана к министру науки и высшего образования России Валерию Фалькову.
Нужна реконструкция
С содержанием обращения, связанного с реконструкцией спортивно-оздоровительных лагерей образовательных организаций высшего образования, собравшихся ознакомила заместитель председателя комитета Елена Спасских.
— Предлагается рассмотреть возможность инициирования Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федеральной целевой программы по реконструкции студенческих лагерей образовательных организаций высшего образования из средств федерального бюджета, — резюмировала парламентарий.
По информации, предоставленной комитету министерством образования Новосибирской области, в нашем регионе имеется шесть таких спортивно-оздоровительных студенческих лагерей. Их материальная база сильно устарела, корпуса обветшали. Например, в Кирзе есть такая база, которая не работает уже несколько лет. Если изношенные помещения в лагерях восстановить, перезапустить их первоначальный функционал, это, по мнению депутатов, станет еще одной «монеткой» в копилку привлекательности Новосибирской области. Имеется в виду, очевидно, привлекательность получения образования именно у нас. «Советская Сибирь» уже писала, что Новосибирск удерживает статус образовательной столицы Зауралья: в наших вузах сейчас обучается более девяти тысяч иностранцев из 70 стран. А были цифры повесомее, но пандемия и санкции негативно отразились на ситуации.
— Реализация подобной программы создаст возможность восстановления студенческих лагерей, улучшения условий проживания, реконструкции территорий и строительства комфортабельных круглогодичных корпусов, — отметила Елена Спасских. — Прошу комитет поддержать решение и рекомендовать сессии поддержать это обращение.
Депутат Ильгиза Лотфуллина напомнила, что следующий, 2024 год объявлен Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Годом спорта.
— И конечно, развитие молодежного спорта можно связать и с развитием туристической инфраструктуры региона. И открыть спортивные лагеря — это здорово. Нашей области тоже интересно поработать в этом направлении, — уточнила парламентарий.
Решение озвучил заместитель председателя комитета Евгений Подгорный: «Рекомендовать сессии Законодательного собрания Новосибирской области поддержать обращение Государственного Совета Республики Татарстан к министру науки и высшего образования Валерию Фалькову о реконструкции спортивно-оздоровительных лагерей образовательных организаций высшего образования».
«Руки дошли, мы начали задавать себе вопросы»
Елена Спасская уточнила, что состояние у новосибирских студлагерей сейчас действительно плачевное.
— Есть износ 30 процентов, а есть и 100-процентный. Учебные заведения не имеют средств содержать эти объекты, и без федерального финансирования не обойтись, — констатирует Елена Спасских. — Почему-то мы с опозданием думаем о том, что произойдет, если мы не будем что-то поддерживать. Полагаю, причина плачевного состояния лагерей не только в отсутствии финансирования, но и в отсутствии персонала и такой строки в бюджете организаций, как содержание. К таким вещам, к сожалению, и приводит оптимизация. А вот сейчас возникла большая потребность. Добрались до студенческих лагерей — руки дошли, мы начали задавать себе вопросы.
На сайте вузовской базы «Университетская» в этом году перспективу отдохнуть (кстати, для студентов и сотрудников — по льготной цене) омрачило объявление, что лагерь работать не будет по техническим причинам. Если вы когда-нибудь посещали такие базы, то обращали внимание на щитовые домики — типовые «шале» советской эпохи. Они неплохо сохраняются до сих пор при должном уходе, но это требует денег. Скриншот с сайта baza.nsu.ru
А ведь шесть лагерей — это не так много для нашего региона. И ни один из них, увы, сегодня в полной мере не действует.
— Студенческий лагерь — это одно из тех мест, где студент может себя раскрыть, — размышляет Елена Спасская. — 10–15 лет назад просто, видимо, об этом не думали. А сейчас вот заглянули внутрь себя, а там много вопросов, в том числе к быту и жизни молодежи. Сейчас все ее внимание, по сути, захватил интернет — там все развитие, и креатив, и отдых. Что сам себе придумал, то и хорошо! Объединения среди студентов нет. Мне кажется, что внутри вузов нет никаких объединяющих проектов, программ, ресурсов. Сейчас студенты, как и вузы в целом, настроены на учебу, науку. А те, кто готовит специалистов — например, в педуниверситете, — потом выясняют, что зачастую их выпускники в профессию не идут. А если бы их объединяла какая-то лагерная жизнь, завязанная в том числе на встречах с педагогами, может быть, туда бы шли, чтобы работать по профилю. Это мое субъективное мнение. Но вспоминая свою личную жизнь: хоть она у меня была и спортивная, все равно мы имели возможность ездить и на сборы, и на выездные-выходные — там было общение, встречи, и мы ведь до сих пор дружим и общаемся! Лагеря нужны, важны — это та инфраструктура, на которой основан большой пласт организационно-воспитательный работы, который как никогда важен сегодня.
Хорошее дело, но деньги должны быть федеральные
Тут позволим себе не согласится с парламентарием: не одной «Студенческой весной» объединены студенты, хотя в ней участвуют и практически весь учебный год ею «болеют» не только вузы, но и колледжи. Разного рода олимпиады, как федеральные, так и межвузовские, и локальные проекты есть. Они увлекают, конечно, не всю молодежь, и так было всегда.
Что касается вузовских лагерей, то, пожалуй, уместно вспомнить, что в советское время ежегодно обновлять инфраструктуру выезжали в том числе и сами студенты в так называемый третий трудовой семестр, получали за работу деньги. А распределением путевок занимались профкомы. Поощряли тех, кто молодец. Замечательная была традиция, и наверняка среди читателей нашей газеты найдутся те, кто помнит это время.
В 1990-е путевки стали неприкрыто продавать сторонним гражданам, превратив лагеря в источник дохода. Коммерциализация не пошла впрок — это направление высшая школа все-таки освоила, но позже, а меж тем вкладываться в инфраструктуру не спешила. Отжали, как говорится, что можно, и забыли. Во всяком случае, много вы встречали современных студентов, знающих о существовании лагеря в резерве их альма-матер?
Возродить инфраструктуру — дело хорошее и правильное. И студиозусы будут просто счастливы этому факту. Может, и лично поучаствуют силами стройотрядов в процессе. Вкладывать деньги в федеральную собственность, коей и являются лагеря при вузах, тоже правильно. Как отметила Елена Спасских, «если будет дополнительное финансирование из областного бюджета, восстановление случится быстрее. Но видите ли дело в чем: вузы ведь федеральные, и лагеря тоже. Поэтому даже не знаю, уместно ли здесь вообще сейчас областное финансирование».
А вот обратиться в федеральное ведомство, чтобы оно обратило внимание и позаботилось о материальной базе подведомственных организаций, и по-граждански, и по-государственному обоснованно и своевременно. Пока не утратили навсегда, что имеем.