Те же «пээсдэ», только в профиль, или Контракты, которых нет
Лето на дворе, а несколько муниципальных районов всё ещё не провели торги по дорожным работам и к ремонтам приступят в «плохих традициях»
На заседании транспортного комитета Заксобрания снова встал вопрос контрактации: драгоценное время уходит, а дело не двигается. Те районы, которые не заключат контракты до июня, рискуют лишиться финансирования.
Проблема эта не нова: многим жителям региона приходилось видеть в течение весны и лета зияющую пустоту на дорогах, а в сентябре, когда уже летят белые мухи, ремонтно-дорожные службы судорожно принимались за работу. Вопрос ранее поднимался на профильном комитете регионального парламента — «Советская Сибирь» рассказывала об этом своим читателям в одном из апрельских выпусков. Тогда в красной зоне оказались Каргат, Коченёво, Купино, Ордынский, Тогучинский, Чулымский районы, Искитим, Кольцово, Новосибирск. По итогам обсуждения парламентарии приняли решение не снимать этот вопрос с контроля, пока последний контракт не будет заключен. Прошел месяц, и что же изменилось?
«Ждать, пока пойдёт снег?»
По словам председателя транспортного комитета Законодательного собрания Валерия Ильенко, вопрос контрактации дорожных работ был доведен до губернатора. И, как рассказал парламентарий, глава региона принял по этому поводу достаточно жесткое решение — дал распоряжение закончить процедуру до 1 июня. А кто без уважительных причин этого не сделает, лишится бюджетного финансирования.
— Была поставлена задача до 31 марта законтрактоваться на 95 процентов, — напомнил Валерий Ильенко. — Последний срок — 1 июня. Если нет, предлагается снимать лимиты. Ситуация вызывает серьезные опасения. Так, в Барабинском районе до сих пор не законтрактовано 89 процентов запланированных к выполнению в этом году дорожных объектов, в Каргатском районе — 65 процентов, Искитимском — 75, Новосибирском — 78, Чановском — 91, в рабочем поселке Кольцово, городах Оби, Искитиме и в Мошковском районе — 100 процентов. Что нам, ждать, пока пойдет снег? Пусть руководители признают: не можем, не справляемся. Тогда давайте деньги отдадим тем, кто может.
Цены выросли — проекты не годятся
В заседании транспортного комитета в режиме видеоконференции приняли участие представители проблемных районов. Замглавы Барабинского района Андрей Паренко рассказал, что району выделено 92 миллиона рублей, на данный момент заключено два контракта из четырех. По оставшимся двум торги проводились в марте, желающих принять в них участие не нашлось, пришлось корректировать смету — естественно, в сторону увеличения. Сейчас документация в работе, так что заключить оставшиеся контракты до июня при всем желании не получится.
О похожих проблемах парламентариям доложил замглавы Ордынского района Юрий Краус. По его словам, проектно-сметная документация ремонта моста, который предполагалось сделать нынешним летом, была разработана в 2020 году. С тех пор цены значительно выросли — так, например, продольные мостовые балки подорожали в два раза. Если в 2020 году проект оценивался в 64,7 миллиона рублей, то теперь — в 92,7 миллиона. Юрий Краус пообещал, что торги проведут в самое ближайшее время, но до июня контракт вряд ли будет заключен.
— Как бы вам не потерять эти деньги, — заметил председатель профильного комитета. — Возможно, есть объективные причины такой задержки, но есть и опасения, что и в июне законтрактоваться не получится.
Похоже, да не одно и то же
Депутат Виталий Новосёлов отметил, что в проволочках повинны не только районы — по мнению парламентария, региональное министерство транспорта тоже допускает недоработки. На это Валерий Ильенко ответил, что в декабре прошлого года члены комитета провели совместное совещание с представителями транспортного ведомства, мэрии Новосибирска, ТУАД и другими заинтересованными лицами, где было принято решение заключить все контракты до апреля. Рядом с Барабинским районом находится Куйбышевский, условия практически те же самые, а там все законтрактовано на 100 процентов.
— Действительно, проблем много, и одна из них — проектно-сметная документация, — констатировал депутат Александр Барсуков. — Проектировщики неохотно берут в работу небольшие объекты. Другая сложность — отсутствие в районах необходимых специалистов, в результате чего технические задания на проектирование готовят плохо, стоимость работ нередко занижают. Думаю, не надо снимать финансирование с районов, не заключивших своевременно контракты, надо дать им завершить процедуры до 1 августа. Объекты там небольшие, их успеют закончить до зимы. А деньги, которые все-таки снимут, надо отдавать тем, у кого готова проектно-сметная документация.
Заместитель председателя транспортного комитета Сергей Титков назвал цифры этого года: из областного бюджета муниципальным районам выделены субсидии в общей сумме 2 миллиарда 700 миллионов рублей, городским округам — 2 миллиарда 440 миллионов рублей. Итого субсидия из областного бюджета составила 5 миллиардов 143 миллиона рублей.
— Я помню время, когда муниципальным бюджетам не выделялось вообще ничего, — подчеркнул Сергей Титков. — Наш комитет был инициатором того, чтобы из областного бюджета направлялись районам деньги на дорожные объекты. И вот выделили, наблюдаем результаты. Будет некрасиво, если министр финансов скажет нам, депутатам, что эти средства не израсходованы. Те, кто сделал проектно-сметную документацию в 2022 году, уже заключили договоры на 100 процентов. Более того, муниципалитетам дается право заключать договоры в счет денег 2024 года, даже 2025-го. И тем, кто выполнит, работы будут профинансированы.
Всё надо делать вовремя
Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский резонно заметил: проблемы подрядчиков в том, что торги происходят летом, когда щебень, битум, другие материалы идут по наивысшей цене, стоят в два раза дороже, чем зимой, а у подрядных организаций есть свои планы, в том числе и финансовые.
— Надо было раньше откорректировать проектно-сметную документацию и провести торги, — подчеркнул глава регионального минтранса. — Бюджет трехлетний, торгуйте 2024–2025 годы заранее. Я еще ни одному главе не отказал в помощи, но инициатива должна исходить от районов. Именно поэтому мы подписываем с ними трехлетние соглашения.
О том, как обстоят дела в областном центре, парламентариям доложил первый заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов. По его словам, работа движется, обещания, данные мэрией на предыдущем комитете, выполнены, уже объявлены торги на 735 миллионов рублей. По мнению первого вице-мэра, на результатах проведения ремонта дорог поздняя контрактация не скажется. При этом уже в мае выполнено работ на 420 миллионов рублей, это 15 процентов от всей суммы.
Когда настойчивость приносит результат
Депутат Елена Тырина обратила внимание коллег на то, что 45 процентов от всей суммы транспортного налога сегодня остается муниципалитетам. Но при этом на начало 2023 года сумма недоимки составила 363 миллиона рублей, то есть она достаточно серьезная. Эти деньги можно было бы направить на ремонт сельских дорог. Парламентарий предложила правительству региона и налоговым органам объединить усилия по сбору транспортного налога.
— Вопрос контрактации с повестки не снимается, — резюмировал Валерий Ильенко. — Результаты настойчивости депутатов и министерства налицо. Сравнивая ситуацию за последние три года, мы видим, что картина кардинально изменилась. Если в 2020–2022 годах ТУАД отторговывался к середине июня, то в этом году 100 процентов было законтрактовано 10 апреля. Сейчас ТУАД проводит торги 2024–2025 годов. В муниципальных районах картина тоже значительно улучшилась. Да, есть проблемы с проектно-сметной документацией, не хватает специалистов, сложности с подрядчиками. Но эти вопросы главам районов необходимо задавать самим себе и самим на них отвечать. Мы видим проблемы, которые следует решать депутатам. Но ответственность за выполнение работ на дорожных объектах в первую очередь на главах муниципальных образований. В том числе они несут прямую ответственность за проведение торгов.