Дорога дорОга, безопасна, но не очень
За первый квартал 2023 года на дорогах региона уже зафиксировано 372 дорожно-транспортных происшествия, в которых 56 человек погибли и 79 получили травмы. На транспортном комитете Заксобрания обсудили вопросы безопасности на дорогах области: почему, несмотря на выделение колоссальных средств, люди гибнут?
О ситуации депутатам рассказал руководитель областного управления ГИБДД Александр Бабенков. Назвав печальные цифры, он добавил, что местами количество ДТП снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Но в крупнейшем в стране муниципальном образовании, где проживает две трети населения области, то есть в Новосибирске, а также в Бердске, Барабинском, Ордынском и ряде других районов аварийность, наоборот, выросла. К сожалению, и это самое важное, смертность в автомобильных авариях сохраняется на прежнем уровне. Причем половина жертв приходится на федеральные трассы. Особенно часто люди гибнут в метель и снегопад.
— Мы наблюдаем снижение числа ДТП с водителями в состоянии алкогольного опьянения: с начала года зафиксировано 23 таких случая, — доложил депутатам начальник областного ГИБДД. — Также с начала года произошло 147 наездов на пешеходов, в которых погибло 11 человек. В основном наезды происходили на территории Новосибирска. Но если в прошлом году чаще сбивали на регулируемых пешеходных переходах, то в этом — на нерегулируемых.
Александр Бабенков особо подчеркнул, что 231 ДТП, в которых погибли 14 человек и 283 получили травмы, произошли из-за плохого состояния дорог. Слова начальника областного управления ГИБДД подтвердил министр транспорта региона Анатолий Костылевский.
— Сегодня Новосибирск занимает первое место среди городов-миллионников по количеству ДТП, — констатировал глава регионального минтранса. — Каждый четверг у нас собирается рабочая группа по предупреждению аварийности. В планах на нынешний год ремонт барьерных ограждений, нанесение дорожной разметки, устройство освещения и тротуаров, организация десяти остановочных пунктов, ремонт светофорных объектов, организация освещения в местах концентрации ДТП. По Новосибирску на 2023 год все работы уже законтрактованы, сейчас идет заключение контрактов на будущий год. Кроме того, для предупреждения роста аварийности на дорогах мы ведем активную работу среди детей в школах и детских садах как в Новосибирске, так и в районах области.
Депутат Александр Барсуков задал вопрос: почему, несмотря на выделение колоссальных средств на ремонт дорог, дорожно-транспортные происшествия по причине их ненадлежащего состояния все равно происходят?
Анатолий Костылевский ответил, что в подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за отсутствия освещения, нормальных тротуаров и дорожных знаков, а не из-за состояния дорожного полотна.
— Вопрос в том, чтобы изменить эту ситуацию в принципе, — подчеркнул председатель транспортного комитета Заксобрания Валерий Ильенко. — Мы регулярно проводим заседания комиссии по безопасности дорожного движения, а главы муниципальных образований, где больше всего проблем, на них не присутствуют. Это неприемлемо. Еще: недавно я был в Алтайском крае, ездил в сторону Камня-на-Оби — дороги там плохонькие, но разметка на них уже есть. Почему у нас нет?
Председатель транспортного комитета отметил также, что в регионе до сих пор не выполнен указ Президента РФ от 2017 года: далеко не все школы и детские сады оборудованы пешеходными переходами. В то же время Валерий Ильенко отметил действенность такой меры предупреждения ДТП, как установка фото- и видеокамер: если раньше мы устанавливали по 30 камер в год, то теперь будем по 50, что, конечно, не может не радовать.
— Недавно было заседание комиссии по безопасности дорожного движения, и я с удивлением узнал, что в городе Новосибирске на сегодняшний день попросту нет проекта организации дорожного движения, — обратил внимание коллег депутат Сергей Титков. — Предлагаю включить в проект решения комитета: обязать мэрию Новосибирска в самое ближайшее время разработать такой проект.
И снова про инертность: где же, где контракты? Там же, где заявки
Профильный комитет парламента продолжает будировать в сторону дорожного министерства по тому поводу, что и на сегодняшний день далеко не все работы по строительству и ремонту дорог законтрактованы. Между тем до начала дорожно-строительного сезона остаются считанные дни.
В красной зоне оказались несколько муниципальных районов, в том числе... Новосибирск, где только немой ежедневно не восклицает: «Доколе?» Однако справедливо ли упрекать в проблеме областное ведомство? Из региона мегаполису регулярно поступают деньги, в том числе дополнительные, на приведение инфраструктуры в порядок. Неужто чиновникам из регионального ведомства нужно еще и муниципальные заявки самим написать, и ПСД заказать?
Депутаты регионального парламента обсуждали проблему около трех недель назад, а воз, как говорится, и ныне там.
— Сложилась удручающая ситуация, — отметил председатель транспортного комитета Заксобрания Валерий Ильенко. — Есть объективные причины, но есть и просто наплевательское отношение. В красной зоне Каргат, Коченёво, Купино, Ордынский, Тогучинский, Чулымский районы, Искитим, Кольцово, Новосибирск. Несколько лучше, но не намного, ситуация в Баганском, Колыванском, Кочковском, Барабинском, Краснозёрском, Кыштовском, Маслянинском, Мошковском, Сузунском, Татарском и Чановском районах. Вплоть до того, что есть объекты, на которые до сих пор даже нет проектно-сметной документации.
Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
В то же время в регионе есть примеры 100-процентного заключения необходимых контрактов. Среди «отличников», полностью завершивших процесс контрактации, — Болотнинский, Венгеровский, Карасукский, Куйбышевский, Северный, Доволенский, Усть-Таркский, Черепановский районы и город Бердск.
— Новосибирску в нынешнем году надо выполнить строительно-ремонтных работ на общую сумму четыре миллиарда 600 миллионов рублей, — подчеркнул депутат Сергей Титков. — Эта сумма известна с момента принятия бюджета области. Можно было работать с ноября, чтобы сегодня выйти на контракты. Пока дороги стоят, можно было инертные материалы завезти на объекты. Все это вызывает большую тревогу, особенно Новосибирск.
Хочется вспомнить, как в областном центре дорожники любят народ поражать ремонтами дорог «под белые мухи», пытаясь догнать упущенное время и уложиться в убегающий финансовый год.
Депутаты решили взять вопрос заключения контрактов под особый контроль: каждый будет следить за объектами, расположенными у него на округе. Кроме того, было принято решение вернуться к обсуждению данного вопроса на майском заседании комитета.
— Так что вопрос с контроля не снимается до завершения контрактации объектов. Наш подход простой: если кто не впишется в эти форматы и требования, будем рассматривать вопрос о дальнейшем финансировании. В свою очередь, если в этом году будут выполнены работы в счет 2024 года, финансирование объектов будет проведено в этом году. Такие муниципальные образования мы будем поддерживать, — подвел итог Валерий Ильенко.