USD 107.1758 EUR 112.8019
 

Туризм: «дикий», но симпатичный

Светлана ФРОЛОВА
Фото: Андрей Заржецкий
Фото: Андрей Заржецкий

Дикоросы, деликатесы и новые направления сибирской кухни на Форуме гостеприимства

Российской сфере туризма нужно принимать новые законы, поднимать качество сервиса и ковать кадры для отрасли.

С первого дня Форум сибирского гостеприимства «Дикоросы» в новосибирском Экспоцентре заложил основу для серьезного анализа произошедшего в туриндустрии за последние годы. А случилось и вскрылось много всего такого, что заслуживает внимания. В первую очередь — мы становимся интересны сами себе. Наконец-то!

Форум сибирского гостеприимства «Дикоросы», включающий V Сибирский туристический форум «Сибирь здесь» и Международную выставку оборудования, товаров, технологий и услуг для гостиничного бизнеса, ресторанов, кафе и кейтеринга «HoReCa Siberia», проходил в МВК «Новосибирск Экспоцентр» с 5 по 7 апреля. В Новосибирской области собрались ведущие эксперты туристической отрасли, отельеры, рестораторы из десятков российских регионов, а также из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Армении, Белоруссии, Китая и Турции.

Не только советский романтик

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников и глава Республики Алтай Олег Хорохордин, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев и другие официальные лица приняли участие в торжественном открытии выставки «HoReCa Siberia» и «Лаборатории сибирской кухни» в рамках первого дня работы форума.

015-03-02_M.jpg

На форуме прозвучала одна из болевых тем отрасли — кадровая. Проблема, актуальная не только для туриндустрии. Как привлечь выпускников профильных вузов? В нацпроекте заложены амбициозные цифры по количеству рабочих мест. Кто заместит вакансии? Фото: Андрей Заржецкий

— В первую очередь хочу поблагодарить и поприветствовать главу Республики Алтай Олега Хорохордина, всех участников, кто прилетел из Москвы и из других субъектов РФ и других государств, — подчеркнул губернатор. — Действительно, сфера туризма заслуживает особого внимания. Что касается туристической карты, при той диверсификации экономики, которая существует в Новосибирской области — два с лишним процента, это уже значимо. Но есть больший эффект: вот мы говорим о мультипликативном эффекте туристической отрасли и влиянии на развитие всех остальных отраслей. Но на самом деле в Новосибирской области мы переоценили значимость туризма. Вообще к туризму, особенно внутреннему, в последние годы в стране, во всех регионах интерес повысился, это связано и с ограничениями — пандемийными и постпандемийными. А также с патриотическими настроениями, с интересом к родному краю, родной истории. В Новосибирской области это связано и с некоторой переоценкой, которую мы сделали несколько лет назад.

Губернатор отметил, что в допандемийную эпоху сибиряки традиционно воспринимали туристическую отрасль как в первую очередь путешествия выездного характера.

015-14-01_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Это понятно: Новосибирск — мощный авиационный хаб, — сказал Андрей Травников. — Здесь большое количество компетентных туристических фирм и агентств. И на фоне того, что в Новосибирске нет каких-то особенных географических объектов древней культуры, мы всегда думали, что туризм — это в первую очередь отрасль выездная. Но потом мы осознали, что турист — это не только советский романтик в брезентовой палатке, и не курортник, который стремится на берега теплого моря, и не активный турист, который едет в Горный Алтай или в Шерегеш, но это еще и медицинский туризм, и деловой, и детский! А ведь многие объекты в Новосибирске привлекают семьи с детьми. Это также и турист выходного дня, который приезжает в большой город воспользоваться инфраструктурой и возможностями. Это и гастрономический туризм, и туризм событийный. В том числе все присутствующие сегодня в зале — это тоже туристы, если считать каждого, кто перемещается из региона в регион и, в частности, прилетает в Новосибирскую область. Когда мы это осознали, круг задач, вопросов, стал намного больше. Как и видение эффекта.

Не секрет, все регионы и города соревнуются за внимание не только со стороны туристов. «Исходя из этой логики, мы посчитали, что если человек приехал в Новосибирск, чтобы один раз его увидеть, то велики шансы, что он выберет этот город, этот регион для того, чтобы жить здесь постоянно. Или отправить учиться своих детей в школу или университет. И чем больше будет этот поток гостей, тем больше людей, которые могут выбрать Новосибирск для постоянной учебы или постоянного места жительства. Отрасль туризма для нас стала важна не только экономически, но и стратегически», — пояснил глава региона.

015-14-02_M.jpg

Выставка «HoReCa Siberia» объединяет ведущих российских и зарубежных игроков индустрии гостеприимства: владельцев и управляющих
отелей, ресторанов и кафе, специалистов сегмента HoReCa, представителей торговых компаний, заинтересованных в развитии партнерских отношений. В рамках мероприятия прошла выставка продукции местных товаропроизводителей, мастер-классы, дегустации, конкурс «Бариста Сибири», открытый чемпионат «Лучший сыродел Сибири», гастрономические лаборатории «Сибирская кухня» и «Сибирский завтрак» (с использованием локальных продуктов). Фото: Андрей Заржецкий

И уже есть результаты продвижения такой стратегии: в минувшем, 2022 году наш регион занял двенадцатое место в национальном туристическом рейтинге. Кроме того, Новосибирская область — лидер среди регионов Сибирского федерального округа по количеству посетивших нас туристов — около одного миллиона человек за 2022 год.

Объем средств, заложенных на реализацию госпрограммы «Развитие туризма», в 2022 году составил 104,7 миллиона рублей, в 2023-м — 139,3 миллиона. Налицо хорошая динамика: на государственном уровне тема сдвинулась, интерес конвертировался в растущее бюджетное наполнение.

Главное — «не зарегулировать»

Председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев отметил, что масштаб и потенциал сибирского гостеприимства в целом и новосибирского в частности поражает: «Те вопросы, которые сегодня возникают здесь, касаются международной тематики, въездного медицинского туризма — это большая федеральная тенденция. Новосибирская область обречена быть туристической столицей Сибири, здесь все для этого есть».

015-14-07_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Что касается нормативно-правовой регуляторики в туризме, то, с моей точки зрения, главное — «не зарегулировать», — сообщил Сангаджи Тарбаев. — На мой взгляд, федеральный закон № 132 морально устарел, и мы сейчас работаем над созданием нового закона. Но его мы не собираемся перегружать. Думаю, он должен быть законом прямого действия, направленным на отрасль. Потому что туризм — это все-таки такая индустрия, которой касаются шестьдесят разных экономических отраслей. И, наверное, если мы сейчас будем создавать закон, который будет регулировать взаимоотношения со всеми этими экономическими направлениями, мы его согласуем только через десять лет. И то не согласуем, потому что где-нибудь споткнемся.

Рабочая группа федерального парламента, которая трудится над новым нормативно-правовым документом, в ходе стратегической сессии при Правительстве РФ, состоявшейся буквально в двадцатых числах марта, сфокусировала свое внимание на том, чтобы закон был прост и понятен с точки зрения как туристов, так и бизнеса.

015-14-03_M.jpg

В выставке продукции местных товаропроизводителей принимают участие 30 представителей сферы производства и переработки пищевой продукции, фермеры Новосибирской области. Фото: Андрей Заржецкий

— И в этом законе мы хотим закрепить основные моменты, — пояснил Сангаджи Тарбаев. — Первое — понятийный аппарат: все мы пользуемся разной терминологией. Многие туристические определения не находят своего подтверждения в нормативно-правовых актах: чиновники разводят руками и говорят, что нет такого определения, как «глэмпинг» или «экологический туризм». Важно создать глоссарий. Второе: важно понять, что государство хочет от туризма. Развития регионов и, как следствие, повышения качества жизни людей на этих территориях. Мы должны создать такое законодательство, которое потом отразится и в налоговом кодексе, позволит регионам видеть прямой эффект от развития внутреннего туризма.

Отдельные части документа, как выяснилось, будут посвящены социальному, инклюзивному туризму, а также поддержке участников боевых действий и их семьей. «Это направление, считаю, в законе нужно отразить четко», — подчеркнул парламентарий. Третья глава закона отражает отношения туристических субъектов, четвертая — глава о кадрах.

015-14-04_M.jpg

В выставке продукции местных товаропроизводителей принимают участие 30 представителей сферы производства и переработки пищевой продукции, фермеры Новосибирской области. Фото: Андрей Заржецкий

— Средства, которые вкладываются в туризм в РФ на ближайшие три года — около 700 миллиардов, — комментирует законодатель. — Это больше, чем мы потратили на чемпионат мира по футболу, и основная доля этих денег направлена на инфраструктуру. Мы предпринимаем меры для повышения спроса на рынке. Но, на мой взгляд, мы должны поддерживать и предложение. Спрос у нас, как сказал Андрей Александрович (Травников — Прим. ред.), действительно очень высокий. Он сформировался за счет пандемии и ограничений в связи с международной обстановкой: россияне поехали по стране, но они сталкиваются с плохим сервисом, низким уровнем качества инфраструктуры. И этот момент разочарования может быть фатальным для туриндустрии. Поэтому мы должны не провоцировать спрос, а вкладывать деньги в предложение. Для того чтобы тот продукт, с которым соприкоснутся наши туристы, соответствовал ожиданиям и по цене, и по качеству, которые мы заявляем со всех высоких трибун. И кадры — очень важная составляющая. В нацпроекте заложены амбициозные цифры по количеству рабочих мест. При наших темпах подготовки кадров 51 тысяча человек официально заканчивают обучение с дипломом о каком-то туристическом образовании, но 80 процентов из них не будут работать в этой индустрии.

015-14-05_M.jpg

В выставке продукции местных товаропроизводителей принимают участие 30 представителей сферы производства и переработки пищевой продукции, фермеры Новосибирской области. Фото: Андрей Заржецкий

Почему? Да никакого секрета нет, и это актуально не только для специальностей турнаправления. Молодежь идет в вуз за дипломом о высшем образовании, а не за специальностью, по которой намерена работать и зарабатывать. И если вакансии обслуживающего персонала без образования и профессионального опыта могут занять трудовые мигранты, то управленцев — нет. По мнению законодателя, решение кад­рового вопроса поможет толкнуть индустрию вперед.

А что у нас?

Законодательную тему позже продолжил спикер парламента Новосибирской области Андрей Шимкив: «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на Госсовете отметил, что больше 50 смежных отраслей могут развиваться благодаря туризму. И на выставке (в рамках форума — Прим. ред.) видим, насколько широкий спектр товаров и услуг для туристической индустрии может представить Новосибирская область. Неслучайно форум проходит именно у нас: нам есть о чем рассказать коллегам из других регионов и есть о чем спросить, чтобы перенять их опыт в сфере туристической индустрии. Коллега из Государственной Думы сказал, что новый закон должен исходить из развития туризма как инструмента развития территорий. Мы это учитываем, когда создаем новые объекты на сельских территориях, которые потом становятся объектами туристического показа. Пример — музейный комплекс в Сузуне, конноспортивная школа в Маслянино, различные фестивали на сельских территориях... Это рабочие места, это новые услуги и товары, а значит, развитие малого и среднего бизнеса. И это повышает интерес к сельскому образу жизни, сохранению которого мы должны уделять особое внимание».

015-14-06_M.jpg

В выставке продукции местных товаропроизводителей принимают участие 30 представителей сферы производства и переработки пищевой продукции, фермеры Новосибирской области. Фото: Андрей Заржецкий

Выставка действительно была интересной. Не только для власти и бизнеса, но и для самой широкой аудитории. Ведь многие из нас часто сталкиваются с вопросом, что показать гостям. Традиционные предложения уже давно вышли из рамок маршрута «оперный — цирк — краеведческий музей».

Это и гастротуризм, и исторические экскурсии по районам области, и многое другое. Особое внимание в регионе сейчас уделяется развитию научно-популярного туризма: создан аудиогид по Академгородку «Тропой науки», который был признан победителем в номинации «Лучший онлайн-маршрут в городе» в финале Всероссийской туристской премии «Маршрут года — 2022».

А вы уже познакомились с «ПосетиСибирь.РФ»?

Глава Республики Алтай Олег Хорохордин, в свою очередь, рассказал о совместном продвижении туристического потенциала сибирских регионов в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», в которую входят 12 субъектов. Глава республики напомнил, что Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2035 года включает раздел «Туризм». В документ закладывалось 55 инвестиционных проектов в сфере туризма, предполагающих создание около 30 тысяч новых рабочих мест, каждое из которых позволит создать по пять новых рабочих мест в смежных отраслях. «То есть мы говорим о 150 тысячах новых рабочих мест», — комментирует Олег Хорохордин.

015-14-08.jpg

Маршрут по Новосибирской области на сайте «ПосетиСибирь.РФ», в сущности, пока один: от поселка Ложок до Сузуна (200 км с несколькими остановками у достопримечательностей по дороге). Есть еще речной экскурсионный вариант — путешествие длиной в 2900 км, связывающее Бердск и Салехард. Надо сказать, что в меню посещений по Новосибирску вошли довольно избитые идеи, ничего креативного; «академгородковские» локации также не блещут новизной. Как говорится, здесь нашим турэкспертам есть где разгуляться, чтобы наполнить межрегиональный отраслевой проект интересным и ярким содержанием. Фото: Андрей Заржецкий

— Сейчас сформирован перечень маршрутов и туристически привлекательных мест, — сказал Олег Хорохордин. — Мы разработали 38 межрегиональных маршрутов. В целях их визуа­лизации создан сайт «ПосетиСибирь.РФ», также разработан и готовится к запуску портал «Единый событийный календарь Сибири» — там будут все события, связанные с туризмом. Отмечу, что эффективное развитие туризма в регионах Сибири, учитывая наши расстояния и сложные рельефы, невозможно без активного развития региональной и внутрирегиональной местной авиации. Необходимый импульс можно получить путем включения сибирских маршрутов в перечень субсидируемых. Мы просим Федерацию обратить внимание на большую Сибирь.

В рамках форума Олег Хорохордин и Андрей Травников встретились с проректором по развитию МГИМО Артёмом Мальгиным. Стороны обсудили реализацию проекта «Туристский атлас России» в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и госпрограммы «Приоритет-2030». Суть проекта заключается в разработке уникального многоадресного информационно-цифрового продукта, содержащего важнейшие сведения о туристическом потенциале регионов для инвесторов.

КОММЕНТАРИИ
Андрей Гончаров, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Сегодня мы здесь, по сути, собрали всю страну. Гастротуризм, кухня и все вкусные вещи на территории России — обо всем этом нужно знать и рассказывать, пропагандировать и гордиться. Мы постарались сделать форум максимально интересным. И выставочная программа, и деловая максимально насыщенны. Все вопросы являются актуальными, насущными, а не просто взяты с потолка. Важно обсудить все те проблемы, которые есть у туристического бизнеса, рестораторов, отельеров, предприятий, поставщиков сельхозпродукции, крестьянско-фермерских хозяйств, — все это взаимодействие на площадке форума очень важно для нас. И мы очень надеемся, что у вас после этого будет очень приятное пос­левкусие. В таком формате форум мы проводим в первый раз: объединили туристическое продвижение и HoReCa. Но, по сути, это две стороны одной медали: одно без другого практически не может существовать.

Владимир Бурковский, глава представительства Федерации рестораторов и отельеров Сибири:
— На форуме мы хотим показать наши возможности, как мы сильно отличаемся от других регионов. Потому что у нас действительно богатейший регион, именно географическая Сибирь (СФО не вмещает весь перечень регионов, которые считаются сибирскими — Прим. ред.), где есть буквально все. И в натуральном, чистом, экологическом виде. Потому что сегодня найти, например, рыбу такую, которая водится в наших реках, по всему миру невозможно. Едят какой-то крашеный субпродукт. У нас есть все: на рынке можно спокойно купить мясо лося, косули — хозяйствам разрешено заниматься ее добычей. Хотелось бы их увидеть на форуме в следующий раз. Это ведь непростое дело.
Кстати, кто такой сибиряк? Сибиряк — это человек, который умеет радоваться, дружить и впечатлять.

Екатерина Шаповалова, автор и руководитель проекта «Гастрономическая карта России»:
— Ресторанно-гостиничный бизнес, который представлен на выставке и в наших лабораториях, связан с продуктовой корзиной. А сибирская кухня — это, прежде всего, наш продуктовый, гастрономический потенциал. Поэтому мы имеем в виду всю территорию Сибири — у нас и Якутия в составе! На нашем мероприятии собрались в первую очередь собственники бизнеса. Институт собственников в нашей стране насчитывает в современной истории всего тридцать лет. Здесь концентрация основателей бизнеса, который продвигает регион и наши российские ценности, — это в своем роде пионеры, у которых все в порядке с их идентичностью. Российская идентичность, полагаю, тема ближайшего десятилетия. Будем разбираться, кто же такой сибиряк и что такое сибирский продукт, сибирская кухня. Это симбиоз культур многочисленных народов. Попытаемся в результате нашего мероприятия впервые ответить на вопрос: «Что такое наша сибирская идентичность и что мы продаем? Какой продукт мы хотим получить на рынке, на котором будут зарабатывать наши дети?»
Предприятий питания в стране насчитывается порядка 185 тысяч. В нашей гастрономической карте — а мы работаем в этой области уже семь лет — менее одного процента специализируются именно на российской кухне. Надеюсь, увеличим эту цифру до 50 процентов. А на 4 апреля 2023 года в стране нет пока ни одной школы русской кухни, причем ни государственной, ни коммерческой.

Шакир Сулейманов, директор ООО «ОПХ «Дары Ордынска»:
— На нашей благодатной сибирской земле мы можем вырастить все, что желают наши рестораторы. Сегодняшняя наша продукция уходит за рубеж: мы поставляем ее в Китай, Саудовскую Аравию — там тоже есть большой интерес к тому, что мы выращиваем. Продукции у нас хватит для всех: мы можем кормить и своих, и наших гостей. Здесь большой потенциал у сельского хозяйства, хороший климат. Со временем сибирский климат становится очень благоприятным для выращивания тех культур, которые раньше считались среднеазиатскими. В прошлом году мы вырастили больше 22 тысяч тонн товара, а в этом планируем увеличить урожай до 25 тысяч тонн. Думаю, это колоссальный объем. Так что будем работать для того, чтобы на наших столах всегда была сибирская продукция.

КСТАТИ
В рамках форума открыл свои двери офис туристско-информационного центра Новосибирской области на улице Депутатской, 38 в центре мегаполиса. Он создан в рамках реализации государственной программы «Развитие туризма» и национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». ТИЦ уже разработаны туристические карты по Новосибирской области (Новосибирска, Академгородка, Маслянинского, Сузунского, Карасукского, Ордынского, Искитимского районов) с самыми популярными объектами для посещения, а также гастропутеводитель. Жители и гости региона могут в любое время получить в этом учреждении консультацию и бесплатные информационные буклеты.