USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Что бывает, когда зарплата — ни в какие ворота

Светлана ФРОЛОВА
Мало того, что районные школьные автобусы уже дышат на ладан, так еще и водить их скоро будет некому. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Мало того, что районные школьные автобусы уже дышат на ладан, так еще и водить их скоро будет некому. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Кадровый голод в сфере пассажирских перевозок — головная боль муниципалитетов

Неужели может настать такой момент, что сельских учеников будет некому возить в школы, а из районов не получится уехать в Новосибирск?

О том, как можно улучшить транспортное обслуживание населения, говорили на заседании Совета по взаимодействию Законодательного собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов региона.

«Кормить надо было лучше, они бы и не улетели…»

На заседании выступили председатель Совета депутатов Чулымского района Владимир Клевцов и председатель горсовета Бердска Владимир Голубев. По словам Владимира Клевцова, в сельских районах региона есть очевидные проблемы по части пассажирских перевозок. Дело в том, что они коммерчески непривлекательны для бизнес-сообщества из-за протяженности, низкого пассажиропотока и погодных условий Сибири.

— Недостаточный уровень субсидирования пассажирских перевозок за счет областного и местных бюджетов, не позволяющий обес­печить необходимый уровень зарплат водителям и другому персоналу автотранспортных предприятий, неудовлетворительное состояние транспортных средств и недостаточное их количество, кадровый дефицит водителей автобусов — вот основные проблемы такого рода перево­зок, — сообщил Владимир Клевцов. — Предложение по этой проблеме: заложить в областной бюджет субсидирование организации пассажирских перевозок на основании заявлений от районов области. Сейчас идет сбор заявок на 2024 год. Хотелось бы, чтобы уровень субсидирования был достаточен для покрытия базовых проблем.

По словам Владимира Клевцова, высокая степень износа автобусов налицо — 46 процентов из них имеют износ сто процентов. Автобусов просто не хватает для обслуживания маршрутов — все это приводит к перегрузкам на линии, невозможности своевременного обслуживания, срыву графиков движения по маршрутам.

— Наиболее болезненная проблема — это дефицит водителей с категорией «Д», включая водителей школьных автобусов, — уточнил Владимир Клевцов. — Сейчас дефицит составляет 12 процентов от работающих водителей. Но надо учесть большое количество возрастных водителей 55+ (а это 691 человек, что составляет 58 процентов) и отсутствие в сельских районах автошкол, которые имеют право на подготовку водителей с категорией «Д»: их на всю область только в одной автошколе в Сузунском районе готовят. Добавьте к этому еще и низкий уровень заработной платы: вилка зарплат водителя пассажирских автобусов — от 26 до 43 тысяч рублей. А зарплата водителя школьного автобуса — от 22 до 49 тысяч, но это только в Новосибирском сельском районе. Средняя зарплата водителя школьного автобуса составляет 27 тысяч рублей. При этом на сайте «Работа России» предлагаемые зарплаты в Новосибирской области таковы: водители категории «С» — 45–110 тысяч рублей, категории «Е» — 75–130 тысяч рублей и выше. В таких условиях просто нет смысла водителю с категорией «С» переучиваться на категорию «Д».

Предложение депутатов следующее: нужно поднимать престиж профессии повышением оплаты труда и, возможно, другими социальными льготами.

Транспорт нужно поддержать

Председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко обозначил свою позицию: необходима программа поддержки общественного транспорта.

— Почему мы оставили на произвол судьбы муниципальные транспортные предприятия? Они сейчас живут по остаточному принципу — вы слышали цифры: сто процентов амортизация! Я уже не раз заявлял, что нам необходимо разработать целевую программу по поддержке пассажирского транспорта. Все, что сейчас сказано, все войдет туда: и подготовка водителей, и приобретение подвижного состава, и так далее. У нас катастрофа с водителями, в том числе школьных автобусов! Они только доходят до пенсионного возраста, бросают работу и уходят. Мы можем столкнуться с ситуацией, что некому будет возить детей в школы! И подготовка водителей, и приобретение транспорта — к этому должен быть целевой подход, — подчеркнул Валерий Ильенко.

Почему же у нас в районах сейчас не проводится подготовка на необходимые категории? Для получения водительских прав во многих случаях нужно ездить за 500 километров. Кроме того, иногда для прохождения техосмотра автобусу, например, тоже нужно преодолеть расстояние в 200–300 километров.

Как отметили депутаты, хорошо бы обратиться к советскому опыту — в двадцатом веке права на селе школьники получали вместе с аттестатом. Почему сейчас не так?

— У меня вопрос, соприкасающийся с сегодняшней тематикой, — привел пример председатель комитета Законодательного собрания региона по государственной политике, законодательству и местному само­управлению Игорь Умербаев. — В Татарске несколько раз администрация предлагала на выбор помещения, чтобы разместить там специалистов, которые принимали бы экзамены для получения водительского удостоверения. И от ГИБДД поступает постоянно отказ. Причем формулировки интересные, одна из последних — отсутствие пандуса для инвалидов. То, что инвалиды из Татарска поедут в Омск, это не препятствие, а отсутствие пандуса — препятствие! Мы пытались добиться адекватного ответа, но так его и не получили. И оплата за получение водительского удостоверения происходит в Омской области. Многие просто едут в Омскую область. И деньги тоже уходят из Новосибирска.

Ответ от ГИБДД

Заместитель начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области подполковник полиции Андрей Кузнецов согласился с депутатами, что автопарк муниципальных предприятий изношен.

— Как показывают наши проверки, каждый день мы выявляем технически неисправные автобусы: с неисправной тормозной системой, рулевым управлением, — уточнил Андрей Кузнецов.

014-03-02_M.jpg

Минтранс хорошо следит за содержанием школьных маршрутов, вот только сам школьный транспорт вызывает вопросы: высокая степень износа машин или их дефицит приводят к срыву графиков движения. Вряд ли вакансия водителя с перспективой сесть за баранку дышащего на ладан «корыта» с бесконечными ремонтами и получать при этом незначительную зарплату привлечет соискателей. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

По поводу техосмотра представитель власти отметил, что гос­автоинспекция его не проводит, а участвует в процедуре на базе действующих аккредитованных пунктов. А кроме того, не проводит обучение водителей.

— В области сейчас десять автошкол: семь в Новосибирске, три — в Бердске, Искитиме и Сузуне. В прошлом году 1518 человек впервые получили право на управление транспортом категории «Д». То есть лица, которые имеют право управлять автобусом, в области есть. Работа госавтоинспекции — принять экзамены и выдать водительское удостоверение. Это государственная услуга, требования к условиям ее оказания обозначены федеральным законом, и эти требования должны выполняться, — отметил он.

Игорь Умербаев, в свою очередь, поинтересовался, есть ли возможность оборудовать помещение в Татарске для теоретического экзамена на получение водительских прав. На что Андрей Кузнецов ответил, что «в Татарске не был», и депутат обратился с просьбой к представителю ГИБДД проработать этот вопрос. Кроме того, сакраментальный вопрос Андрею Кузнецову задал председатель Совета депутатов Сузунского района Андрей Севрюженко: «В наш век электроники, цифровизации, например, 40 человек в год ездят из Сузуна в Бердск, чтобы по компьютеру сдать экзамен. И почему-то всего два экзаменатора не могут приехать к нам из Бердска?»

Причина простая: деньги, а точнее их количество

Как сообщил начальник управления организации пассажирских перевозок министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Тюрин, начиная с 2017 года обновлено 634 единицы транспорта для пассажирских перево­зок. При этом вместе с министерством образования региона сейчас ведется подготовка водителей категории «Д» из числа тех, кто направляется для обучения муниципальными образованиями. Для сравнения: в 2021 году получили профессиональную подготовку для работы на маршрутах общего пользования и школьных автобусах 25 жителей десяти районов, в 2022-м — 68 жителей 14 районов. Хотя в некоторых муниципалитетах просто не могут найти желающих учиться на водителя автобуса. И причина этого довольно банальна.

Например, как отметил министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук, водители, к сожалению, не работают на тех предприятиях, для которых их готовят.

— Из всех выпускников колледжей только примерно 40 процентов идет на общественный транспорт. Причина очень простая — зарплата. Нужно и с этой стороны к проблеме подходить, — подчеркнул министр.

В свою очередь, председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив резюмировал, что проблему срочно нужно решать.

— Срочно надо решать по водителям, особенно школьных автобусов, — сказал спикер парламента. — Большинству из них уже под 60, а нужно встать, как на дойку, в пять утра и поехать, вечером привезти детей. Это сложно. Необходимо готовить молодую смену. Очень больной вопрос — сдача на права: сегодня прозвучало предложение сделать подведомственное учреждение на базе министерства транспорта. Нам нужно для бюджетной сферы много водителей, нужны работники на муниципальные транспортные предприятия — министерство обязано в этом поучаствовать, найти варианты прохождения техосмотров, получения прав. Сложный вопрос — заработная плата водителей. На местах наверняка можно принять волевое решение и повысить зарплату. А чтобы не уезжали в город работать, нужно ремонтировать в селе дороги, строить школы и садики, и все остальное. Если будет комфортно жить в сельской местности, значит, и люди будут здесь оставаться.