От Наф-Нафа до страуса
Как из подсобного хозяйства родилась идея с оздоровительным эффектом
Общение с животными продлевает нам жизнь, помогая освободиться от стресса. Для людей с ментальными особенностями «диалог» с фауной — элемент оздоровления, и его активно практикуют в спецучреждениях Новосибирской области.
Один из таких «живых уголков» мы посетили вместе с замминистра труда и социального развития Владимиром Машановым. Как работает зоотерапия и с чего все началось?
В деле оздоровления людей с ментальными ОВЗ используют различных животных, начиная от морских свинок и заканчивая экзотическими яками. Завести в следующем году страусов решили в отделении Убинского психоневрологического диспансера в поселке Зелёный Мыс.
— Специалисты отмечают, что данный метод психотерапии имеет выраженный оздоровительный эффект, — прокомментировал заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Владимир Машанов. — Сегодня мы наблюдаем, с каким интересом подопечные рассказывают о своих животных, о том, как они за ними ухаживают.
В комплексе реабилитации проект начали развивать с аквариумных рыбок. Сегодня здесь представлено сразу несколько видов животных. В процесс постоянного ухода за ними в учреждении так или иначе вовлечено 160 человек.
— Мы заметили, что проживающие тянутся к уходу за животными, потому что у нас было изначально подсобное хозяйство, где разводили свиней, — рассказал директор Убинского психоневрологического диспансера Владимир Тарасенко. — Потом увидели, что не всем нравится ухаживать за ними, и взяли птиц — перепелок, кур. Сегодня на каждое направление зоотерапии у нас приходится несколько человек, которые занимаются уходом за питомцами.
Затем в отделении приобрели фазана охотничьего, цесарок, а в этом году взяли яков. В августе приютили птенца коршуна, который выпал из гнезда, но Кеша вырос и улетел.
— Именно в данном учреждении проект реализуется с особым увлечением, — прокомментировал Владимир Машанов. — Иными словами, здесь присутствует интерес не только у руководства, но и у самих подопечных, потому что без них проект бы не развивался.
Кроме маточного поголовья свиней, за которым присматривают сами проживающие, в Зелёном Мысу содержат двух коров и трех яков. Их назвали Марсель, Луна и Снежинка. А 49-летний Сергей Адамов отвечает за попугайчиков, рыбок и морских свинок — Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа.
— Мне с детства нравились животные, поэтому я уделяю им свое свободное время, — рассказал Сергей Адамов. — Морские свинки прибыли к нам четыре года назад. Они немного шумные, мне помогают за ними ухаживать ребята. Два раза в день даю им сыпучий корм, а также в столовой беру капустные листья, морковку и разные овощи. Морские свинки мне нравятся, потому что они забавные.
За фазанами, цесарками и курами ухаживает 40-летний Артём Кукушкин: «В интернат меня привезли в 2019 году. Мне птицы понравились, и я за ними сразу начал ухаживать. Я ухаживаю один: убираю, чищу, меняю сено и воду».
КСТАТИ
К аквариуму привозят маломобильных проживающих на колясках, они часами смотрят на рыбок. После такого созерцания у некоторых активизируется речь.
Есть такая концепция проживания — «как дома»
Успенский психоневрологический интернат разместился на нескольких площадках. Это филиал в поселке Зелёный Мыс Новосибирского района и отделения в селах Белоярка, Дубровино, Успенка в Мошковском районе. В интернате 850 проживающих — людей с ментальными нарушениями в возрасте от 20 с небольшим до 90 лет.
— В последнее время к нам поступают преимущественно возрастные люди, — рассказал директор Успенского интерната Владимир Тарасенко. — К нам приезжают со всей Новосибирской области и живут на постоянной основе.
Интернат работает в рамках региональной программы Новосибирской области «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020–2022 годы», напомнил заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Владимир Машанов:
— Это комплекс мер, связанный с развитием не только стационарных учреждений, но и полустационаров. Для государства важной задачей остается обеспечить такой подход к реабилитации людей, чтобы они минимально попадали в стационар. Поэтому внимание обращаем на социализацию людей, то есть на их готовность к самообслуживанию в своем доме и со своими близкими. Но когда не получается, когда нет такого окружения, то, конечно, людей помещают в стационар, и здесь наша задача — обеспечить проживание людей, социальное окружение, как будто ты находишься дома. Вот две важные составляющие социальной политики в регионе.
В учреждения, подведомственные региональному министерству социального развития, людей принимают, если есть показания, по назначению врача.
Фото: www.nso.ru
Комплекс социальной адаптации в поселке Зелёный Мыс присоединили к Успенскому интернату по профилю «обслуживание проживающих».
— Мы занимаемся оказанием услуг проживающим, — добавил Владимир Тарасенко. — У нас концепция, что это их дом, и мы все делаем для того, чтобы им было комфортно здесь жить. Стараемся создать условия, приближенные к домашним.
Из сюжетов предпочитаю природу…
Подопечных интерната разбили на группы по возрастам, заболеваниям и увлечениям. Так эффективнее обеспечивать за ними уход, да и самим людям интереснее.
Теперь жильцы психоневрологического интерната могут больше общаться между собой.
— У нас занимаются арт-терапией, рисуют картины по номерам, занимаются виртуальным туризмом, действуют мужской и женский клубы, хоровая студия, — рассказала заведующая стационарным отделением поселка Зелёный Мыс Татьяна Фарафонтова.
Причем женщины больше интересуются приготовлением пищи, вязанием макраме. 42-летняя Оксана Шлапак увлекается алмазной мозаикой и раскрашиванием картин по номерам. Ее работы украшают холл жилого корпуса.
— Освоить новые хобби меня подвигла культорг Светлана Николаевна, за что я ей очень благодарна, — рассказала Оксана. — Чувствую себя хорошо, умиротворенно, и мысли не наплывают в голове. Из сюжетов предпочитаю природу, алмазную мозаику размером 30 на 40 сантиметров могу собрать за неделю-полторы, но не больше двух недель. Я бы и за три дня собрала, если бы зрение было хорошее.