Подстанция в «цифре»
Новосибирские компании разработали пилотный проект по модернизации тяговых подстанций на железной дороге
Разработка новосибирских инженеров и программистов совместно с главным инженером «Трансэнерго» — филиала ОАО «РЖД» Юрием Королем позволяет значительно уменьшить нагрузку на персонал, отказаться от проведения плановых ремонтов и значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций.
Для начала стоит сказать несколько слов об актуальности вопроса. Сегодня на Западно-Сибирской железной дороге около 190 тяговых подстанций. Напомним, что тяговая подстанция предназначена для понижения электрического напряжения и последующего преобразования тока с целью передачи его в контактную сеть для обеспечения электрической энергией электровозов и электропоездов. Иными словами, именно от работы тяговой подстанции зависит, пойдут ли поезда по расписанию.
Возраст подстанций — 50+
При этом многие подстанции имеют возраст 50 лет и старше. Есть такие, которые строились в пятидесятых годах прошлого века. Естественно, они давным-давно морально устарели. Трудно поверить, но оператору приходится вручную снимать показания элементов подстанции и вести бумажные журналы.
— У нас и наших коллег из «Трансэнерго» возникла идея модернизировать подстанцию. Так родился наш пилотный проект, который мы воплотили в жизнь на станции Инская. Как известно, у этой станции очень высокий объем грузоперевозок благодаря поставкам угля из Кузбасса, — рассказал руководитель проекта «Цифровая подстанция» Михаил Усатов. — Одним из идейных вдохновителей нашего проекта стал главный инженер компании «Трансэнерго» Юрий Король. Эта компания занимается энергообеспечением всех объектов «Российских железных дорог», в том числе контактной сети. Мы вместе разработали концепцию нашего пилотного проекта. Благодаря постоянной помощи и всесторонней поддержке со стороны Юрия Николаевича мы могли воплотить наши идеи в жизнь.
По словам Михаила Усатова, к реализации пилотного проекта на станции Инская приступили в 2019 году. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, весной 2020 года модернизированная тяговая подстанция была запущена. Суть инновационной разработки в том, что информация о работе всех элементов подстанции передается на экран монитора и оператор в режиме реального времени может отслеживать, какие из них работают, какие отключены, а также значения силы тока, температуры и другие важнейшие параметры. Особенно важно, что оператор может видеть, как работает важнейший элемент тяговой подстанции — силовой понижающий трансформатор. Если он вдруг выйдет из строя, то в контактной сети железной дороги не будет тока и поезда попросту остановятся. А каждая минута простоя поезда стоит очень дорого.
Первые итоги
Цифровая тяговая подстанция на железнодорожной станции Инская работает уже более полутора лет, можно подвести итоги внедрения инновационной разработки. Во-первых, цифровая подстанция снимает нагрузку с персонала. Это очень важно, так как ни для кого не секрет, что железная дорога порой испытывает нехватку квалифицированных кадров. Сотрудники тяговых подстанций уже оценили, насколько это удобно, когда вся информация отражена на одном экране и можно оперативно отслеживать малейшие изменения в системе.
Во-вторых, программное обеспечение само фиксирует историю наблюдений, что дает возможность отказаться от ведения бумажных журналов.
В-третьих, внедрение этой инновации позволило отказаться от проведения регламентных ремонтных работ: как только в системе обнаруживается какая-либо неполадка, тут же поступает сигнал об этом, что дает возможность оперативно ее устранить. Отказ от регламентного технического обслуживания существенно экономит время и деньги.
И наконец, стоит подчеркнуть, что цифровая подстанция — полностью новосибирская разработка. Именно наши инженеры и программисты сделали и «железо», и софт. Лишь одна российская компания сегодня занимается подобной темой, а тяговых подстанций в стране сотни, так что можно сказать, что перспективы у данной инновации достаточно хорошие.
— Цифровая подстанция на Инской — только первый шаг, но все мы надеемся, что в недалеком будущем наша разработка будет внедрена и на других станциях железной дороги. А также рассчитываем на плодотворное сотрудничество с филиалом ОАО «РЖД» «Трансэнерго», и в частности с главным инженером Юрием Николаевичем Королем, — подытожил Михаил Усатов.