Чемоданчик «скорой помощи» всегда был рядом
Крещенские морозы 1938 года не ослабевали даже спустя неделю. В деревне Карасево Черепановского района вдова «врага народа» Варвара Тихоновна застонала и поняла, что пришло время появиться на свет четвертому ребенку.
Девочку назвали Татьяной.
В детстве ей «хватило» всего. Безотцовщина, голодное и босоногое малолетство, тяжелая работа… Но, видимо, это и закалило характер маленькой Татьяны-устроительницы, которая привыкла надеяться только на себя. Из села они всей семьей переехали в Черепаново, где моя героиня окончила восемь классов и успешно поступила в местное медучилище.
Получив диплом фельдшера, она три месяца проработала в одном из поселков Болтовского сельского совета Сузунского района. Не только укол или таблетка спасут больного — доброта, внимание, бережное отношение дадут большой эффект в лечении. Так учили ее, и Татьяна Ивановна с первых дней своей работы следовала этому наставлению.
Районное начальство разглядело в ней того, кому можно доверить большой участок работы, и в 1958 году ее направили в село Шипуново. В большом деревянном доме, в котором велся прием всех хворых, была отведена комната для рожениц. Послевоенные дети, а только учеников в селе было больше четырехсот, требовали особого внимания. Витаминизация (капли рыбьего жира), всевозможные межсезонные прививки — это в то время, когда не было одноразовых шприцев! Выпуск санбюллетеней, профилактические беседы перед вечерними киносеансами, контроль за работой столовых на полеводческих станах…
И надо сказать, ни одной вспышки инфекции, ни одного ЧП не случилось! А всего медперсонала было три человека: фельдшер, акушер да санитарка.
Наше село, растянувшееся на три километра с боковыми улицами и переулками, Татьяна Ивановна исходила вдоль и поперек — днем и ночью, в любую погоду. Никто и никогда ее не обидел, и все-таки возвращаться одной, особенно в темное время суток, после констатации смерти больного, боялась до последнего дня работы.
Чемоданчик «скорой помощи» всегда был рядом с ней. Даже в бане расслабиться не всегда удавалось. Однако Татьяна Ивановна успевала и дом вести, и лапти плести. Ее свекровь Александра Михайловна Савотина пару теплых варежек да валенок всегда держала в запасе (мало ли, за Таней опять придут!), двое внучат и сынок Владимир всегда были под ее хозяйским присмотром.
Трещат небывалые февральские морозы, во всей округе эпидемия гриппа. Десять часов вечера, а тут надумал человек родиться! Закутывается Татьяна Ивановна потеплее, берет чемоданчик и идет через все село к роженице.
— Вы уж нас простите, — извиняются ходоки — родственники виновницы ночного вызова.
— Да ладно…
Осмотр пациентки, записка на проходную автогаража. Сопровождение в райбольницу, возвращение домой в два-три часа ночи, а утром к девяти надо быть на работе...
Весна. Воскресенье. Работа на грядках.
— Татьяна Ивановна! — слышит она голос соседского подростка. — Мамка заболела, просит, чтобы вы пришли.
Распрямилась, узнала, чей сынок.
«Так она ведь вчера была у меня на приеме, — мелькнуло в голове. — Значит, пора в роддом».
— Беги на проходную…
Вскоре подошла «скорая» — бензовоз. Больше ничего нет — идет посевная.
Втиснулась с роженицей в кабину к водителю и помчались. Да, видно, не захотела малышка больше ждать, и пришлось на полпути принимать новорожденную прямо в кабине старенького бензовоза.
Все как надо сделала, приняла, закутала младенца, на колени матери положила, а сама забралась на цистерну, ухватилась обеими руками за поручни.
— Понужай! — крикнула ошеломленному водителю.
Приехали в район, спустилась с машины и обнаружила, что стоит босиком — туфли остались на месте, где роды принимала. А туфли-то дождались хозяйку — так и стояли на обочине дороги.
Та новорожденная выросла, вот уже самой исполнилось столько лет, сколько было в те же годы фельдшерице, — под сорок.
С вводом в 1985 году новой амбулатории работать стало легче: в село приехал специалист с высшим образованием
В. В. Батышев, свой лаборант, стоматолог. Открылся физиокабинет, появилась своя скорая.
— Я многому научился у Татьяны Ивановны и с благодарностью вспоминаю ту школу, те опыт и навыки, которым она меня ненавязчиво научила, — скажет потом главный врач Батышев.
Дождливый осенний день клонился к вечеру. Все шло своим чередом. Как обычно, Татьяна Ивановна зашла после работы в магазин, сделала покупки и отправилась домой. На полпути ее догнала запыхавшаяся женщина:
— Мужу плохо, а доктор в городе на учебе.
Выслушала, задала один-два вопроса, передала авоську с продуктами попутчице:
— Занесешь нашим?
Осмотр, скорая, носилки, райбольница... Районные доктора подтвердили поставленный фельдшером первоначальный диагноз: менингит.
— Не доставь больного к нам еще час-другой, погиб бы мужчина, — подвел итог ее сегодняшней работы районный доктор.
Дивлюсь, восхищаюсь и низко преклоняюсь перед Татьяной Ивановной за ее умение жить, работать и служить народу! До 65 лет она была на посту, да и после никому не отказала — консультировала, разъясняла. Благодарные сельчане избрали ее почетным жителем села и занесли на Доску почета.
А теперь мы осиротели: не дожив до 83 лет всего несколько дней, она ушла в мир иной. Светлая память о Татьяне Ивановне Савотиной надолго останется в наших сердцах.
Нина ИЛЬИНЫХ от имени жителей села Шипуново