Грязи 37 тонн. И не вся по ГОСТу
С начала лета в областном центре пытаются навести чистоту на улицах. Особенно это заметно на центральных улицах. Но до идеала еще далеко. Откуда столько грязи в столице Сибири и как от нее избавиться, рассказали наши эксперты.
К примеру, есть мнение, что мегаполис запылен отчасти потому, что качество песко-соляной смеси, которой посыпают улицы зимой, оставляет желать лучшего, уверены многие жители Новосибирска. Напомним, сайт VN.ru не раз сообщал о том, как горожане обсуждали слой грязи на зимних дорогах: предполагали, что в песко-соляную смесь добавляют гремучий химикат; отмечали, что смесь «стала жесткой» и не отмывается от обуви. Как сообщал депутат горсовета Дмитрий Прибаловец, анализ проб грязи с дорог Новосибирска показал, что они не соответствуют ГОСТу: по некоторым показателям отклоняются от нормы в двадцать с лишним раз, почти наполовину эта субстанция состоит из ила и глины. В свою очередь, директор МКУ «ДЭУ-1» Алексей Лыков проинформировал, что по результатам лабораторных испытаний проб песок соответствует заявленным требованиям.
Как оценивают ситуацию экологи
— Главный загрязнитель воздуха — это, конечно, песок. Часть песка, которым обрабатывают дороги, смывается в реки, часть остается, высыхает и поднимается в воздух, — делится наблюдениями Николай Филатов, президент Некоммерческого фонда по содействию в обеспечении экологической безопасности. — Существенное запыление я наблюдал в районе Экспоцентра. В прошлом году весной вся дорога от Новосибирска до города Оби была невидима. Пыль песка относится к взвешенным веществам, в отношении которых применяются меры госрегулирования и контроля, устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций. Мелкие частицы взлетают, потом оседают, а мы все это вдыхаем, причем специальная техника, так называемые пылесосы, тоже поднимают пыль в атмосферу. Выход один — своевременно убирать остатки песка, мыть дороги.
Но все это палка о двух концах: талые, ливневые и поливомоечные воды, содержащие в том числе песок, выбрасываются в наши реки — Обь, Каменку, Ельцовку. Снег с грязью, отходы от зимней уборки — это отходы четвертого класса опасности. Они являются мощнейшим источником загрязнения рек, подземных вод. Так называемый снег с дорог содержит всю таблицу Менделеева. Вода идет в канализацию, но не в хозяйственно-бытовую, а в ливневую. На централизованной ливневой системе водоотведения города Новосибирска нет очистных сооружений, и это является нарушением закона.
Нужно меньше использовать песко-соляную смесь и применять растворы, нейтральные для окружающей среды, делает вывод Николай Филатов.
О культуре автомобилистов
Впрочем, есть и иные источники загрязнения городского воздуха, поясняют ученые.
— Как правило, весна — время сильных ветров, а поскольку вокруг областного центра находятся распаханные поля, пыль летит в город, — рассказывает заведующая кафедрой ботаники и экологии НГПУ Светлана Гижицкая. — Очень важно сохранить зеленое кольцо вокруг Новосибирска, применять способы безотвальной обработки почвы, а также поддерживать культуру лесополос, которые сейчас практически не развивают. Еще одна проблема в том, что не все дороги области хорошего качества, и машины, приезжая из сельской местности, привозят грязь в город. Что делать? Думаю, нужно приводить в порядок дороги, повышать культуру автолюбителей. Есть целый комплекс проблем, которые невозможно решить с помощью одной меры.
Почему в городе так много пыли, пояснили и в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. Причина — вынос грунта с дорог частного сектора, со строек, газонов, не имеющих растительного слоя, пустырей. Кроме того, многие газоны используются как парковки, что также является грубейшим нарушением правил благоустройства города и дорожного движения. Припаркованный на газоне транспорт уничтожает растительность, тем самым превращая газон в грунтовое покрытие. Как результат — пыль поднимается в воздух при малейшем ветре. К тому же колеса машин выносят грунт и землю с газонов на проезжую часть.
Кому все это убирать
Уборку дорог городского значения, то есть магистралей, производят дорожно-эксплуатационные учреждения (ДЭУ). Их в городе шесть. Газонную часть возле них обслуживают также ДЭУ и муниципальное казенное учреждение «Горзеленхоз». Дороги районного значения и газоны убирают учреждения, подведомственные райадминистрациям, а внутриквартальные дороги и газоны приводят в порядок ТСЖ, ЖСК, управляющие компании.
С начала весенне-летнего сезона дорожно-эксплуатационные учреждения вывезли около 37 с половиной тонн грязи, а также свыше 1 700 кубометров мусора. В этой работе задействовано 492 единицы спецтехники. Ежедневно для содержания дорог привлекают от 58 до 207 рабочих дорожных учреждений, МКУ «Горзеленхоз», «Горсвет» и «Гормост». Работа идет в ежедневном режиме в две смены — днем и ночью.
Для борьбы с пылью и грязью в этом году было закуплено 10 вакуумных подметально-уборочных машин на базе грузового самосвала ЭД-244КМ, три вакуумные уборочные коммунальные машины ВКМ-2020, так называемые пылесосы, а также девять машин дорожных комбинированных ЭД-500АК различных комплектаций.
Новые коммунальные машины, поступившие в город, начали операцию по борьбе с пылью. В городе обсуждают возможность перехода на другие технологии, замены песко-соляной смеси на более крупные фракции. Применять их планируют уже следующей зимой.