USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Кадры завтрашнего дня

Инна ВОЛОШИНА

Что нужно сделать, чтобы в обновленную экономику пришли специалисты среднего звена?

Для этого необходимо продолжить работу по взаимодействию профессиональных образовательных учреждений с промышленными предприятиями, развивать практико-ориентированные и целевые формы и методы обучения, а также уделять внимание таким инструментам повышения качества образования и профессиональной мотивации молодежи, как олимпиадное движение.

К таким выводам пришли члены совета по развитию среднего профессионального образования и поддержке системы профессиональных квалификаций при губернаторе Новосибирской области. На заседании совета, в частности, обсуждали деятельность отраслевых советов, которые выступают координаторами между образовательными учреждениями и работодателями. Всего в регионе их 17. Как показала практика, подобная система управления достаточно эффективна. Как пример можно привести хотя бы отраслевой совет по подготовке кадров в сфере сварочного производства и машиностроения.

— С 2011 года более 100 педагогов прошли переподготовку на промышленных предприятиях, — рассказывает генеральный директор Новосибирского металлургического завода имени Кузьмина Александр Усачёв. — Что касается нашего предприятия, то в течение прошлого года мы организовали 450 мест для прохождения производственной практики студентами колледжей. Восемьдесят молодых специалистов мы трудоустроили. Кроме того, наши специалисты приняли самое активное участие в разработке программ подготовки по специальностям «сварщик» и «литейщик», они выступают в роли экспертов в различных конкурсах, например на чемпионате «Молодые профессионалы». Словом, активно участвуют в подготовке кадров.

Еще один эффективный инструмент повышения качества подготовки кадров — олимпиадное движение. По словам директора Новосибирского центра развития профессионального образования Алексея Лейбова, сегодня Новосибирская область является одним из лидеров по участию в международном движении WorldSkills (в России его называют «Молодые профессионалы»). Так, в нынешнем году на базе 12 профессиональных образовательных учреждений будут проводить демонстрационный экзамен по профессиональным стандартам WorldSkills по 14 компетенциям. В регионе также набирают обороты соревнования профессионального мастерства «Абилимпикс», в которых принимают участие люди с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, в прошлом году трое ребят из Новосибирской области стали призерами национального чемпионата.

Кроме того, на заседании совета были утверждены реестр участников внедрения регионального кадрового стандарта и перечень профессий и специальностей для обеспечения промышленного роста в регионе. По мнению губернатора Владимира Городецкого, это решение в перспективе окажет большое влияние на развитие среднего профессионального образования в Новосибирской области.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Сегодня в нашем регионе действуют 17 отраслевых советов, и уже можно с уверенностью сказать, что им удалось выстроить стройную систему взаимоотношений с потенциальными работодателями — предприятиями и организациями. Отраслевые советы принимают активное участие в разработке программ подготовки специалистов, организуют производственную практику для студентов колледжей и лицеев, ведут активную работу по привлечению средств в систему среднего профессионального образования. За прошлый год, например, удалось привлечь более 50 миллионов рублей. Кроме того, с их помощью открыто более 70 новых специальностей, свыше 300 предприятий и организаций сотрудничают с ресурсными центрами. Поэтому работа в этом направлении обязательно будет продолжена.

Игорь ШМИДТ, министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:
— С 2011 года предприятия — социальные партнеры профессиональных образовательных учреждений вложили в развитие подготовки кадров 195 миллионов рублей. Благодаря средствам областного бюджета и вкладу работодателей в колледжах и лицеях появилось более 60 новых учебных лабораторий, около 30 современных мастерских, свыше 25 учебных тренажеров, открыто 85 новых аудиторий для занятий. Только за прошлый год образовательными учреждениями совместно с предприятиями-партнерами разработано более 250 различных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Развивается практико-ориентированное обучение, при котором предприятие создает условия для прохождения производственной практики, назначает каждому студенту наставника и отвечает за результаты. Развивается целевое обучение. Все это способствует повышению качества подготовки кадров и, как следствие, успешному трудоустройству сегодняшних студентов в будущем.