Чтобы люди слышали друг друга
«Молодожены» из Новосибирска рассказали, как прожить душа в душу 60 лет и сохранить тепло семейного очага
«Бабушка рядышком с дедушкой» — эту песню можно громко и весело спеть про них — Анну и Алексея Лисогор. Только наши герои еще круче, чем известные песенные персонажи. Недавно они отметили не золотую, а бриллиантовую свадьбу. Шестьдесят лет вместе — это очень серьезно.
— Правда, а все же не верится, — делятся супруги.
«Любит, любит он ее...»
— Анна, да ты как выбрала-то такого ворчливого? — слышим вопрос «невесте».
«Жених» Алексей Давыдович, который вот-вот отпразднует 85-летие, волнуется, правильно ли подписал важную бумагу из ЗАГСа, и по-хозяйски, деловито задает-задает вопросы.
— Тогда-то он не был таким, — с улыбкой отвечает «новобрачная», утирая нечаянно мелькнувшие счастливые слезы.
Все подписи сделаны, теперь — фото на память.
— Обнимитесь, молодые, и любовно смотрите друг на друга, — командует фотограф.
— Да он никогда и не был в меня влюблен, — смущается бриллиантовая «невеста» Анна Васильевна, а в ответ ей хор голосов свидетелей-соседей:
— Любит, любит он ее!
Бокал шампанского по поводу праздника и разговор по душам. Что бы рассказать журналисту?
— Как это было, Лёша?
И кинопленка семейной саги стремительно бежит к началу истории…
«Я на тебя смотрел»
— Я приехал из армии, из Порт-Артура, это какой был год? — вспоминает Алексей Давыдович. — Пятьдесят третий, что ли. Знаете, память у меня сейчас уже не та. Устроился на завод, полгода проработал в цехе, а машинист один мне и говорит: «Алексей, ты такой хороший парень, вон же Аня Елизарова, она такая славная». Я думаю: надо попробовать.
Маленькая и кучерявая, с косой, в платье темно-синем в цветочек, Анна сразу привлекла внимание Алексея.
У «невесты» — своя, женская версия знакомства.
— У нас табельщица была, Тоня, она говорит: «Анна, пойдем, на линии сидят парни, там один такой классный! Вот такие глаза и вот такие губы!» — рассказывает Анна Васильевна. — Пошли посмотреть, возвращаемся, а я и отвечаю подруге: «Тоже мне, нашла красавца... лупатого».
Вечером Алексей повел Анну в кино — в ДК им. Ефремова.
Закончился сеанс, девушка спрашивает своего ухажера: «Ну как, понравился тебе фильм?» А в ответ — прямо песня: «А я ничего не видел, я на тебя смотрел...»
«Я ему написал, что ты вышла за меня замуж»
Встречались Анна и Алексей полгода, потом решили пожениться. Выбор этот для Анны не был легким, и причиной тому был жених номер два, которого тоже звали Алексей.
— У меня же парень был в армии, — вспоминает Анна Васильевна. — Или мне ждать его, или за этого выходить. Что делать? Он, мой солдат, тоже был хороший человек, мы с ним с седьмого класса дружили, каждый вечер ходили на лыжах. Как-то раз, помню, шли со школы, он меня перевернул и головой в снег поставил: «Будешь со мной дружить?» Так у нас и началась любовь, но вообще мы были просто хорошие друзья.
Родителям невесты заводской жених понравился, но мама нет-нет да подсыпала дочке соли на свежую рану: «Твой Лёнька Родине служит, а ты с ним вот так… Это нечестно».
Выйти из любовного треугольника помогли два письма. Одно — не к месту обнаруженное, другое — без ответа.
— Приходит письмо для меня из армии, а этот пришел на свидание, — рассказывает Анна, кивая на любимого мужа. — Зашел в комнату, смотрит на мою секретную корреспонденцию и спрашивает: «А это что такое?» Приходит через день и говорит: «Ты его не жди. Я письмо ему написал, что ты вышла за меня замуж»...
Когда тот парень вернулся из армии, встреч со своей бывшей невестой старался избегать, рассказывает Анна:
— Только один раз видела его в хлебном магазине. Глянул на меня и моментально вышел. Он потом женился, все было у него хорошо, но сейчас он уже умер.
Свои любовные истории до свадьбы имелись и у Алексея Давыдовича.
— До жены у меня, конечно, были девушки, — рассказывает Алексей, — потому что парубковать я стал в 18 лет, а женился-то только в 25! Были, были девчонки... А как же?
Играй, гармонист
Вскоре после того как были расставлены все точки над i, сыграли свадьбу.
Было ли белое платье на невесте в тот день, сейчас уже никто и не помнит, но закуска отменная и гармонист точно присутствовали. На первом году новой, уже не холостой жизни родился ребенок.
— Это сейчас все говорят: надо пожить для себя, — говорят «молодожены». — Тогда все было по-другому.
Прежде чем родить первую дочку (вторая родилась только через много лет), Анна мучилась схватками аж трое суток!
— Так что ж меня-то не позвали? — шутит Алексей Давыдович, слушая наши женские разговоры, — я бы коленкой прижал немного, и все бы сладилось...
«У меня дом, у меня Нюрка»
Алексей оказался заботливым отцом и примерным мужем.
— Шестьдесят лет проработал, ни разу с работы пьяный не приходил, — говорит Анна Васильевна. — Мужики получат деньги, зовут, а он говорит: нет, у меня дом, у меня Нюрка.
— Ну не любил я это дело... Как-то, может быть, раза три в бар забегал, — делится глава семейства. — Что же ей не жить с таким человеком?
Кроме нелюбви к выпивке, у супруга было еще немало достоинств. Так, Алексей Давыдович своими руками построил дом.
Жена вспоминает:
— Приходит и говорит: «Не хочу я жить в этом скворечнике» (у молодых была комната в «казенке»), и отдает план дома и 50 рублей. Тогда это были большие деньги! Скрутили бочки, навезли материалов, так началось наше строительство.
Теперь на вопрос, когда вы чувствовали себя очень-очень счастливым, Алексей Давыдович отвечает: «Когда построил свой дом». Даже сейчас, спустя столько лет, дом этот в полном порядке.
— Дом такой же хороший, как и я, — хвастает «жених», — посмотрите, какие большие окна. Штукатурил, красил — все сам.
Окна в доме действительно большие, как и глаза у хозяина.
Анна и Алексей всегда держали хозяйство. И собаки у них были, и куры, и кого только не было, даже кролики и песцы. Так что модных воротников и шапок у жены всегда было в достатке. Прямо на зависть подругам.
Времени хватало не только на работу и хозяйство, но и на отдых.
— Да я по курортам только ездил раз шесть, — вспоминает Алексей Давыдович. — Вместе ездили мы и поодиночке. Всегда доверяли друг другу. «Смошенничать» можно и там, и здесь. Надо верить, что есть семья и есть любовь.
Зимой снег, а летом огород
О своих молодых радостях, поцелуях и встречах в парке темными вечерами, которые, конечно, тоже были, наши «молодожены» вспоминают уже с трудом. Все разговоры у них сейчас — о детях и внуках:
— Две девочки у нас, одна из них уже пенсионерка, — говорит Анна Васильевна. — Внучка заканчивает аспирантуру, знает китайский и японский. Внуки тоже при деле. Все с высшим образованием, только не сильно торопятся заводить семьи.
— Есть внук один неженатый, — сетует Алексей Давыдович. — Он как ко мне придет в гости, я калитку открываю и смотрю: может, кто-нибудь прячется там, за его спиной?
Весь день у супружеской пары даже в таком преклонном возрасте расписан по минутам.
— Встаем в семь часов, позже не получается, иначе ничего не успеешь. Спрашиваю: «Дед, ты что будешь делать сегодня?» — рассказывает Анна Васильевна. — У меня свои заботы, у него свои. Зимой снег, летом огород. И так год за годом.
Просто уважали друг друга
— Что еще помните о годах семейной жизни? — спрашиваю я у супругов.
Слово берет глава семьи:
— Поначалу то того, то другого не хватало, я имею ввиду материальное, а потом все устроилось.
— Чрезмерного ничего не было, просто уважали друг друга, — дополняет супруга.
— Если бы было плохо, я б не маялся, я тоже с характером мужик. Сейчас-то стычки посерьезнее бывают, чем тогда, в молодости, потому что есть уверенность, что ни она не убежит, ни я, — шутит Алексей Давыдович. И дает свой совет — как жить, чтобы вместе и на всю жизнь:
— Что важно? Уважение, уступка. Поссориться и разбежаться можно быстро, а что потом делать? Новую семью заводить, искать кого-то? Будет ли лучше — неизвестно. Согласие нужно в семье, чтобы люди слушали и слышали друг друга. Тогда все будет хорошо.
КОММЕНТАРИЙ
Татьяна ЧЕРНАВИНА, начальник отдела ЗАГС Кировского района:
— В год у нас в районе бывает по пять-шесть подобных пар, очень много золотых и серебряных. Самый тяжелый период в браке — это первые пять — семь лет. Если супруги научатся уступать друг другу, тогда пара состоится.
ОТЗЫВЫ
Соседи о наших «молодоженах» рассказывают только хорошее:
— Они сами все своим горбом зарабатывали. Трудовые люди, труженики, таких мало. Никогда ничего не просили у государства. Не дети им, а они помогают и детям своим, и внукам. И в огороде все у них растет, вся мелочь, помидоры, огурцы, цветы...
СТАТИСТИКА
Если в 1950 году в стране был заключен 1 222 971 брак (по 12 браков на 1 000 человек населения), то спустя 60 лет эта цифра составила 1 215 066 браков (8,5 на 1 000 человек населения)