USD 97.8107 EUR 102.1301
 

Чтобы каждый любил быть активным и крепким!

Наталья МАНТОРОВА
Яков Розенфельд награждает команду школы № 196 (Кировский район). Фото Натальи МАНТОРОВОЙ
Яков Розенфельд награждает команду школы № 196 (Кировский район). Фото Натальи МАНТОРОВОЙ

Юбилейный приз Розенфельда: есть повод для радости и беспокойства

Порядка 400 молодых легкоатлетов из Новосибирска, а также ряда городов и районов области боролись в этом году за призы народного учителя России, заслуженного тренера РСФСР Якова Розенфельда. Принимал областной спортивный праздник стадион «Спартак». Программу соревнований составили забеги на 100, 400, 800 и 1 500 метров, малая шведская эстафета (400 + 300 + 200 + 100 метров) и прыжки в длину.

На пути к дальнейшим горизонтам
Традиционный летний турнир для школьников, который под эгидой маэстро ныне прошел в десятый раз, вновь стал своеобразным индикатором состояния нашего резерва, степени «боеготовности» юных талантов. Результат, с одной стороны, обнадеживает: ребята показали активную, красивую, интригующую борьбу, отменную трудоспособность и целеустремленность. Иные твердо заявили о своем решении «продолжать в том же духе», поступить в профильные вузы, добиться высоких показателей на всероссийских и международных стартах. А приз Розенфельда расценили как замечательную возможность в очередной раз испытать себя, как значимое звено на пути к дальнейшим горизонтам. Действительно, за свою историю турнир успел открыть и выпустить на большую арену ряд спортсменов, в том числе продолжающих сейчас успешно выступать.

Однако есть оборотная сторона медали, о которой сам Розенфельд не преминул высказаться. Сегодня он, народный учитель, по-прежнему оставаясь в строю, весьма обеспокоен отношением детей к урокам физкультуры. Да, кого-то увлекает активный образ жизни, многие стремятся строить спортивную карьеру, не скрывают амбиций, с удовольствием выходят на старт, мечтают об олимпийском пьедестале и готовы трудиться ради этого в полную силу. Но сколько школьников в то же время испытывают к физкультуре и спорту откровенное равнодушие, пытаясь от означенных уроков отлынивать? По самым скромным подсчетам маэстро, процентов пятьдесят.

Во главе угла — учитель
— Я за то, чтобы ввести в школах дополнительные занятия, которые дали бы возможность увлечь детей спортом в массовом порядке, — говорит Яков Розенфельд. — Чтобы ребята сами занимались и вели за собой братьев и сестер, друзей, одноклассников, просто знакомых. Надо сделать так, чтобы дети полюбили урок физкультуры, начали с радостью его посещать.

— Яков Романович, — интересуюсь, — кто здесь должен стать первой скрипкой, главной направляющей силой? От кого и чего в первую очередь зависит степень заинтересованности ребенка в спортивных занятиях: от семьи, школы, общественной пропаганды, политики государства?..

— Во главе угла — учитель физкультуры! — уверен мой собеседник. — Дети приходят на урок, все разные, из разных семей, у каждого свое воспитание, свои интересы. Так вот, именно учитель должен всех увлечь своим предметом. Но при этом к каждому подойти индивидуально, кому-то побольше нагрузку дать, кому-то поменьше, но сделать так, чтобы интересно было всем, чтобы дети радовались, когда достигают определенных результатов, ставят личные рекорды. Это бы их подстегивало, вдохновляло на дальнейшие успехи. Если педагог грамотный, то и ученики довольны, никто не сбегает с уроков и не позволяет себе работать в полноги.

— Вы считаете, что настоящий педагог способен в пользу своего дела отвлечь ребенка от улицы, от компьютера с телевизором и прочих занятий, совершенно не прибавляющих здоровья?

— Конечно! Кстати, тот же урок физкультуры можно строить не по принципу формальности, а подходить к его организации творчески, каждый раз придумывать новый увлекательный ход. Давать, например, какие-то упражнения под музыку. Элементарно, но как эффектно! Я подобный эксперимент в своей гимназии ставил, и все были довольны. В общем, способов пробудить у ребят спортивный азарт и заставить их полюбить физические занятия можно отыскать немало. Главное — захотеть это сделать. И попробовать.

Не пьедестал, так подспорье в жизни
Разумеется, речь не о том, чтобы все метили в олимпийские чемпионы, выбирая делом жизни профессиональный спорт. Речь о том, чтобы еще раз подчеркнуть простую истину: пусть не каждый станет чемпионом, но физические занятия в любом случае, если их не игнорировать, сделают доброе дело — помогут молодому человеку закалить характер, стать выносливее, крепче и сильнее, научиться достойно преодолевать трудности и себя самого. Словом, воспитать в себе множество качеств, которые на дальнейшем жизненном пути могут оказаться совсем не лишними.

Народный учитель это также подтверждает. И призывает коллег делать максимум, чтобы как можно больше ребят внесли физкультуру и спорт в число своих любимых увлечений.


Лидеры в командном зачете Х соревнований на призы Якова Розенфельда

Первая лига (команды Новосибирска):
I место — школа № 54 (Центральный район);
II место — школа № 153 (Дзержинский район);
III место — школа № 196 (Кировский район).

Вторая лига (команды районов области):
I место — Коченёвский район;
II место — Карасукский район;
III место — Колыванский район.

Третья лига (команды городов области):
I место — г. Бердск;
II место — р. п. Кольцово.

СПРАВКА
Яков Романович РОЗЕНФЕЛЬД родился 16 января 1927 года в Читинской области в семье военнослужащего. Соответственно, семья часто меняла место «дислокации», а с началом Великой Отечественной войны была эвакуирована в Новосибирск из Воронежа.

По окончании средней школы Яков работал учеником слесаря на заводе им. В.П. Чкалова, затем поступил в техникум физической культуры. Всегда активно занимался легкой атлетикой, где добился больших успехов. С его именем связана прежде всего история новосибирской гимназии № 10, которая вырастила на сегодня более 60 мастеров спорта, имеет множество выдающихся спортивных достижений. В гимназии Яков Розенфельд по сей день заведует кафедрой физвоспитания. Автор многочисленных статей, методических материалов, его опыт работы освещается на страницах профессиональных изданий, изучается на различных педагогических конференциях.

В 1968 году Яков Романович первым в нашей области был удостоен звания заслуженного тренера РСФСР. Первым же из новосибирцев в 2009 году он стал народным учителем России. Имеет восемь правительственных наград, в том числе медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. С 2002 года по инициативе областного спорткомитета (ныне департамента физической культуры и спорта) проводятся летние областные соревнования школьников на призы Якова Розенфельда.

Фотографии статьи
Яков Романович РОЗЕНФЕЛЬД
Есть на кого держать равнение подрастающему поколению. Фото Натальи МАНТОРОВОЙ
Есть на кого держать равнение подрастающему поколению. Фото Натальи МАНТОРОВОЙ
Есть на кого держать равнение подрастающему поколению. Фото Натальи МАНТОРОВОЙ