USD 98.0126 EUR 102.4041
 

О коллективной ответственности и безответственности

Светлана ФРОЛОВА
Тема дорожного хозяйства Новосибирской области всегда вызывает самое живое обсуждение на профильном комитете. Фото: Михаил Периков
Тема дорожного хозяйства Новосибирской области всегда вызывает самое живое обсуждение на профильном комитете. Фото: Михаил Периков

Каким образом связаны неработающие камеры и количество ДТП на дорогах Новосибирска?

Научить пешеходов правилам не всегда удается, хотя это в их же интересах. Но водители-то сдают экзамены и все равно очень, очень часто ездят с нарушениями. При этом «незнайки» за рулем авто или — да! — даже самоката — потенциальные убийцы.

Когда наконец в Новосибирске решится вопрос подготовки проектов организации дорожного движения и в полную силу заработают средства фото- и видеофиксации ДТП? Как сообщила заместитель начальника областного Центра организации дорожного движения Ирина Денисова, в последнее время в регионе сократилось количество регистрируемых нарушений правил дорожного движения. Напоминаем, что с 1 сентября 2024 года вступили в силу поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Они изменили порядок установки на дорогах автоматических камер, которые фиксируют нарушения.

Представитель центра выступила на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике.

Камер нет — и штрафов нет

Использовать информацию с таких камер, для назначения штрафа в том числе, теперь можно, только если утверждены проекты организации дорожного движения (ПОДД) для каждого конкретного места. Но — увы и ах — сегодня в регионе процесс разработки и утверждения ПОДД излишне затянулся.

По словам Ирины Денисовой, если сравнивать с сентябрем — декабрем 2023 года, когда в регионе было зарегистрировано один миллион 428 тысяч нарушений и взыскано 496 миллионов рублей штрафов, за сентябрь — декабрь 2024 года зарегистрировано всего 990 тысяч нарушений.

— На пятьсот тысяч меньше, — уточнил Валерий Ильенко. — Переводим на деньги — арифметика простая.

Остается добавить к этому, что с 1 января 2025 года сумма штрафов за нарушение ПДД увеличилась, а размер скидки за своевременную оплату сократился с 50 до 25 процентов. Для региональной казны — существенный недобор, ведь камеры фотовидеофиксации приобретены в том числе на средства из бюджета Новосибирской области.

А число ДТП всё растёт…

Начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области полковник полиции Андрей Кузнецов рассказал, что по итогам 2024 года в регионе зарегистрировано 2707 дорожно-транспортных происшествий, в которых 267 человек погибло, 3354 ранены.

Причем рост сразу нескольких показателей, например числа погибших и раненых, фиксируется сразу в нескольких районах области.

— По статистике идет некоторое снижение количества нарушений в сравнении с предыдущим периодом, — подтвердил Андрей Кузнецов. — Однако основные места ДТП все еще находятся в городе Новосибирске — там погибло 82 человека. Рост всех трех показателей (столкновений, числа погибших и раненых) отмечается в Новосибирске и в семи районах области: Баганском, Здвинском, Краснозерском, Маслянинском, Новосибирском, Чановском и поселке Кольцово. Самыми распространенными видами ДТП остаются столкновения, наезды на пешеходов и съезды с дорог. Главная причина ДТП с погибшими — выезд на полосу встречного движения — 290 ДТП, несоответствие скорости конкретным условиям — 312 ДТП и неправильный выбор дистанции — тут при снижении количества ДТП возросло количество погибших на 90 процентов: 17 человек погибло. Кроме того, растет показатель ДТП, причиной которых стали лица, не имею­щие или лишенные прав на управление, — 400 ДТП, рост на восемь процентов. А число погибших возросло на 30 процентов — 52 человека. 15 человек погибло из-за водителей мотоциклов — по этому виду ДТП рост 87 процентов.

Что касается самокатов, так называемых СИМ — средств индивидуальной мобильности, на сегодня зарегистрировано 134 ДТП, причем фиксируется рост, по сравнению с предыдущим годом, почти в два раза: один человек погиб и 144 получили ранения. В том числе травмы получили 39 детей. Беспредел какой-то!

Сколько можно возвращать?

Как доложил первый заместитель мэра города Новосибирска Иосиф Кодалаев, работа по подготовке и согласованию проектов организации дорожного движения в Новосибирске продолжается.

— Хочу напомнить, что из 652 улиц, на которые мы планируем разработать проекты организации дорожного движения, заключено 15 контрактов с разными подрядными организациями. На текущий момент сроки исполнения у нас истекли, а по ряду контрактов уже больше года как, — сообщил Иосиф Кодалаев. — Сейчас разработано и направлено заказчику на рассмотрение 502 ПОДД, из которых 260 были возвращены на доработку. 57 находятся на согласовании в органах Госавтоинспекции. И если в сухом остатке, всего десять проектов нами согласовано. То есть динамики в части согласования ПОДД нет.

Валерий Ильенко напомнил о Приказе № 274 Минтранса России от 30 июля 2020 года «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения».

— Я даже не знаю, как бы мягче сказать — до такой степени накипело! — сказал Валерий Ильенко. — В 2023 году по этому вопросу — три решения комитета, в 2024 году — восемь решений. По шесть-восемь раз возвращаются ПОДД! В части порядка согласования ПОДД установлено требование, предусматривающее однократное согласование документации в течение 30 дней. Почему нельзя один раз сказать, что нужно исправить?

Как ответил Иосиф Кодалаев, материалы и так рассматриваются в максимально короткие сроки.

— Вы озвучивали 30-дневный срок, у нас он выдерживается, — подчеркнул первый вице-мэр Новосибирска. — Но недостатков очень много. Это признают и заказчики, и исполнители.

Когда сроки нарушены

Заместитель председателя комитета Елена Тырина обратила внимание, что некачественно подготовленные документы уже сами по себе должны стать основанием для расторжения контракта.

— А если посмотреть с точки зрения исполнителя контракта? — сказала Елена Тырина. — Каковы существенные условия для расторжения контракта и не является ли основанием для расторжения контракта с подрядчиком, который взялся за это дело, предоставление некачественных документов? Уже более года идет неисполнение контракта, почему мы тянем их за уши?

Иосиф Кодалаев ответил, что существенные условия в пользу расторжения контрактов — нарушение сроков.

— Сроки нарушены, и все основания для расторжения есть, — сказал он. — Эту позицию на совещании у прокурора города обсудили и договорились, что таким образом мы и действуем. Процесс расторжения будет запущен со следующей недели. И, как я уже говорил на предыдущем заседании, нового подрядчика будем определять по результатам не аукциона, а конкурса. Где основным критерием выбора будет квалификация и соответствующий опыт, а не ценовые показатели.

Вице-спикер комитета Майис Мамедов предложил разработать дорожную карту на принятие ПОДД со сроками и исполнителями.

— И будем уже спрашивать с конкретного специалиста, — подчерк­нул Майис Мамедов. — Потому что коллективная ответственность ни к чему не приводит.

Депутат Владимир Анисимов тоже сделал небольшую, но важную ремарку:

— Коллективная ответственность приводит к персональной безответственности, — высказался Владимир Анисимов. — Любая задача начинается с формирования правильного технического задания на проектирование. Вся эта большая работа оплачена из бюджета и должна приводить к тому, что на основе аналитики должны выдаваться нормальные проектные решения по повышению безопасности дорожного движения. Мы с вами, к сожалению, четыре года от Центра организации дорожного движения и профильных министерств этого не услышали — ни аналитики, ни проектных решений.

Как резюмировал Валерий Ильенко, мэрии Новосибирска рекомендовано разработать и представить депутатам дорожную карту по подготовке проектов организации дорожного движения.

— Если заменить подрядную организацию, тогда процедура затянется как минимум на год, — высказался Валерий Ильенко. — Это значит расторгнуть, объявить торги и так далее. Но я думаю, все сдвинется с мертвой точки: исполняющий обязанности начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Валерий Жарков сегодня пообещал, что в течение полутора месяцев вопрос с подготовкой ПОДД будет решен.