USD 97.8107 EUR 102.1301
 

«Старые» методы профессора Маматова

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Навестить своего любимого ученика приехала первый тренер Маматова Анна Ивановна Севостьянова (Аброшкина). Фото Михаила ПЕРМИНА
Навестить своего любимого ученика приехала первый тренер Маматова Анна Ивановна Севостьянова (Аброшкина). Фото Михаила ПЕРМИНА

Энергичный, веселый, подтянутый... Если не знать, то не скажешь, что за плечами у Виктора Фёдоровича МАМАТОВА 75 прожитых лет и ночной перелет из Москвы. Ради юношеского турнира своего имени, который традиционно проходит в декабре в Новосибирске (см. № 236 за 2012 год), двукратный олимпийский чемпион с легкостью отказался от поездки на этап Кубка мира в австрийский Хохфильцен. С такой же легкостью Виктор Маматов, одна из легенд советского и новосибирского биатлона, согласился пообщаться. Воспоминания о былом мы решили сократить до минимума, так как и в современном биатлоне Маматов не свадебный генерал, а активный участник процесса.

О тренерах-недоучках и секретах побед
— Виктор Фёдорович, официальные источники информации говорят о том, что вы совсем не отдыхаете...

— Официально я, конечно, давно пенсионер, но образ жизни и впрямь не пенсионный. И если должности вице-президента Союза биатлонистов России (СБР. — Ред.) по работе с ветеранами и советника президента Олимпийского комитета России еще можно назвать представительскими, то работа председателя научно-методической комиссии при СБР, лекции в академии физкультуры в Малаховке, где у меня профессорская ставка, — это живая работа с людьми, со спортсменами и тренерами. Причем последние особенно нуждаются в пристальном внимании спортивного руководства страны.

— А что не так с тренерами?

— В очень многих видах спорта стали появляться иностранные специалисты, и это, к сожалению, не просто дань моде. Спортивные вузы выпускают много народу, но по специальности идут работать лишь около двух процентов — мизерные зарплаты, смутные перспективы и так далее. Мало того, что не хватает детских тренеров, так из тех, кто работает в биатлоне, — треть без специального образования. А в лыжах ситуация еще хуже — там 50 процентов недоучек. Вот поэтому я и не поехал на первый этап Кубка мира в Швецию — занимался в Москве документацией по подготовке массовой переаттестации тренерских кадров. На второй этап тоже не попал — приехал в любимый Новосибирск на соревнования своего имени, тем более что они в этом году юбилейные, проводятся в 40-й раз. Но за нашей сборной я слежу очень пристально, с мужчинами мы в августе очень обстоятельно общались на предсезонном сборе. Кое-какие плоды разговора удалось разглядеть уже на старте сезона.

— Члены сборной не объяснили вам случайно, почему мы очень многим проигрываем в скорости лыжного хода? Порой складывается впечатление, что россияне способны победить, только если все остальные промахнутся на стрельбе, а они нет.

— Ну, кстати, мужчины наши как раз ощутимо прибавили в лыжном ходе. Есть, конечно, уникумы бега, такие как Свендсен, Фуркад-младший. Бьорндален таким был в расцвете сил... Но, скажем, Женя Устюгов и Антон Шипулин проигрывают им не катастрофически. Дмитрий Малышко недавно вообще три золота взял на одном этапе. Тут ведь опять приходится возвращаться к тренерам: с детства спортсменов стараются загружать, упуская порой скоростную работу и физически истощая человека. В итоге — ни скорости, ни выносливости. Тренеров сборных начали «ворошить» по этому поводу несколько лет назад, и сдвиги есть, но на все нужно время.

— Виктор Фёдорович, если почитать ваши воспоминания, вспомнить ваших товарищей по золотым олимпийским командам, то возникнет впечатление, что мы тогда не боялись ни норвежцев с немцами, ни черта с дьяволом?

— Методики и еще раз методики! Мое учебное пособие написано в 2006-м и переиздано в прошлом году, но оно наполовину построено на личном, победном, замечу, опыте. С 1968 по 1988 год все шесть мужских олимпийских эстафет выигрывала сборная СССР. И когда мне говорят, что это «старые» методы, то я резонно возражаю — придумайте новые, победные. Как говорится, заставьте нас замолчать. Проблемы ведь в российском биатлоне не вчера возникли, просто пока побеждали на старом багаже, никто тревогу не бил. Зато после Олимпиады-2010 и последнего чемпионата мира стало очевидно: надо что-то менять.

На рубеже лучше не думать
— Я давно наблюдаю за биатлоном и с каждым годом вижу все больше зарубежных спортсменов, которые ощутимо прибавляют в стабильности стрельбы. Когда наши парни и девушки подходят к установкам, их уверенность исчезает. Почему?

— По итогам прошлого сезона наша комиссия пообщалась с тренером женской сборной Вольфгангом Пихлером. Выяснилось, что во время предсезонки» только на 40 из 130 тренировок девочки занимались холостым тренажем. Это специальный комплекс упражнений по изготовке к стрельбе, прицеливанию, уходу с рубежа и так далее. Когда этим занимаешься регулярно, то навыки закрепляются намертво. Мы Вольфгангу сказали об этом, и по стрельбе девочек видно, что он внес коррективы. Бегут, правда, они не очень, но будем надеяться — пока…

— После индивидуальной гонки в Эстерсунде, где Устюгов уверенно лидировал, но дважды промахнулся на последней стрельбе, он сказал, что «отвык лидировать в одиночку», занервничал. Видимо, и с психологией не все в порядке?

— Нет, тут чисто техническая ошибка, простым зрителям этого не видно. Мы с Женей говорили на эту тему в августе, поговорим снова, когда будет перерыв в Кубке мира, — сейчас не хочется дергать спортсмена. Но вы правы в том, что психология тоже важна. Я в свое время две гонки подряд проиграл, потому что начинал думать о том, как важно не промахнуться. И промахивался… Потом просто запретил себе думать перед стрельбой.

— Ольга Вилухина, которая уже три года живет и тренируется в Новосибирске, здорово прибавила за это время и постепенно становится лидером женской сборной. Ей по плечу такая ответственность?

— Тут и не захочешь, а надо: Анна Богалий закончила карьеру, Светлана Слепцова после травмы, Ольга Зайцева уже в возрасте и до Сочи будет очень дозированно нагружать свой организм. Поэтому на первый план и выходят молодые девчонки — Оля Вилухина и Катя Глазырина.

Не стоит, однако, от них ждать в этом сезоне стабильных побед и медалей. После первых крупных успехов с любым спортсменом происходит одна из трех метаморфоз: либо он так эмоционально все воспринимает, что перегорает на несколько следующих гонок, либо немного задирает нос — и тут уже тренеру нужно вовремя «щелкнуть» и вернуть к реальности, а бывает, что спортсмен просто боится дальше соревноваться, боится, что не получится так же хорошо.

— Все три варианта, Виктор Фёдорович, мягко говоря — не очень…

— Но пройти через них нужно, иначе первые победы могут остаться единственными. Хотя девчонки у нас хорошие, да и Пихлер после первого сезона многое переосмыслил, учел ошибки...

Первый тренер и безупречный знаменосец
Наша беседа с Виктором Фёдоровичем прервалась по очень приятному поводу: навестить своего любимого ученика приехала на биатлонный комплекс первый тренер Маматова еще по железнодорожному техникуму на Первомайке — Анна Ивановна Севостьянова (Аброшкина). Для нее он просто Витя, и не только олимпийский чемпион, но и первый чемпион Томской железной дороги по лыжам. Ах, как давно это было!

В руках у Анны Ивановны скромный подарок к юбилею Маматова — решила вручить лично, пусть и с опозданием.

— Ну, зачем вы, Анна Ивановна, — расплылся в скромной улыбке Виктор Фёдорович.

— Как же так, Витя, — с «укоризной» в голосе ответила тренер, — ты нам лыжи за 20 тысяч подарил, а мы в гости без подарка придем?

Трогательная сцена встречи все-таки сподвигла задать исторический вопрос.

— А как получилось, что именно вы стали знаменосцем сборной СССР на Олимпиаде-1968?

— Я оказался идеологически правильным (смеется). Стал первым советским чемпионом мира в 1967 году, в год 50-летия Октября, кроме того — ветеран (мне было 30 лет) и коммунист. Моим «соперником» на открытом комсомольском собрании сборной был знаменитый фигурист — олимпийский чемпион Олег Протопопов. Команда выбрала знаменосцем меня, на что Олег очень сильно обижался. Но, повторюсь, это было коллективное решение.

— В те годы была примета, что знаменосец не выигрывает Олимпиаду...

— Да глупости это все, попытка подогнать проблему под обстоятельства. И вообще, я четырежды был еще и руководителем спортивной делегации на Олимпиадах и видел, насколько разнятся отношения людей к церемониям открытия. У нас берегут спортсменов, ко всему относятся очень серьезно, зажато. На одной Олимпиаде ко мне подошли американцы, и я им отдал около 30 билетов наших спортсменов, отказавшихся идти на открытие. Американцы радовались, веселились, фотографировались и выступали потом не хуже многих. Нам же до сих пор порой не хватает раскованности в спорте и в жизни. Но это тема для отдельного разговора…

СПРАВКА
Виктор Фёдорович МАМАТОВ родился 21 июля 1937 года в городе Белово Кемеровской области. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (1964) и Омский институт физкультуры (1974). Выступал за «Локомотив» (Новосибирск). Заслуженный мастер спорта СССР (1967). Заслуженный тренер СССР (1984). Чемпион Олимпийских игр 1968 (Гренобль) и 1972 (Саппоро) годов в эстафете 4 х 7,5 км. Чемпион мира 1967 года в индивидуальной гонке на 20 километров, чемпион мира 1969 — 1971 годов в эстафете. Знаменосец олимпийской команды СССР на Играх 1968 года.

Тренер сборной команды СССР на зимней Олимпиаде-1984 (Сараево). Президент Федерации биатлона СССР (1989 — 1992). Вице-президент Международной федерации биатлона (1993 — 1998). Вице-президент Союза биатлонистов России. Кандидат педагогических наук, автор учебного пособия «Методика подготовки молодых спортсменов высшей квалификации».

Фотографии статьи
Навестить своего любимого ученика приехала первый тренер Маматова Анна Ивановна Севостьянова (Аброшкина). Фото Михаила ПЕРМИНА