USD 97.8107 EUR 102.1301
 

Новая жизнь «идеального» вида

Виталий ЗЛОДЕЕВ
Александр Рябов — максималист:  сразу ставит перед ребятами высокие задачи. Фото Михаила ПЕРМИНА
Александр Рябов — максималист: сразу ставит перед ребятами высокие задачи. Фото Михаила ПЕРМИНА

Александр Рябов взялся за возрождение вида спорта, когда-то пользовавшегося в Новосибирске огромной популярностью

Ветеран спорта, тренер- энтузиаст, президент областной федерации водного поло — все это Александр Владимирович Рябов. Друзья зовут его человеком с компьютером внутри, а он характеризует свой характер как «бешеный». Скорее, я бы сказал не характер, а темперамент и энергозапас. Создав четыре года назад секцию водного поло в Бердске, Рябов затем «заразил» этим видом спорта искитимских мальчишек, а с недавних пор по три раза в неделю тренирует новосибирских ребят. Разговор удавалось вести в коротких паузах в тренировках, но и этого хватило, чтобы проникнуться огромным азартом и желанием, с которым Александр Владимирович взялся за возрождение своего любимого вида спорта.

Лучше для мужчины нет!
Игровой зал ледового Дворца спорта «Сибирь»: десяток мальчишек 11 — 12 лет играют в некую разновидность гандбола и регби. Практически после каждой атаки одной из команд Рябов дает свисток и проводит короткий разбор полетов — хвалит, если все было здорово, но чаще указывает на недочеты. Кому-то требуется не жадничать и делиться мячом, кому-то быть агрессивнее и смелее идти в атаку, не отсиживаясь в стороне от борьбы. Поразительно, но шебутные непоседы слушают тренера беспрекословно, затаив дыхание. Когда между командами разгорается спор из-за игрового момента, Александр Владимирович вновь останавливает тренировку и выдает весьма необычную тираду.

— Если вы будете играть в международном турнире, — говорит тренер, — и станете что-то кричать не по делу, то судья, не знающий языка, может воспринять это как оскорбление в свой адрес и наказать команду. Так что думайте…

Удивительно — эти ребята чуть больше месяца занимаются, а их уже к международным соревнованиям... Впрочем, Рябов — тот еще максималист.

— Если говорить о спортивной цели, — рассуждает он, — то мне хочется создать в Новосибирске лучшую школу водного поло в России и в перспективе вырастить олимпийского чемпиона. По большому счету, есть и другая миссия — развивать ребенка в команде таким образом, чтобы это приносило хорошие плоды в его воспитании, с детства закладывать базовые принципы для дальнейшей жизни. Чемпионами станут единицы, а вот хорошими, гармонично развитыми людьми хочется воспитать всех.

Когда Рябов вывозит своих спортсменов на соревнования, то, помимо спортзала и бассейна, в их жизни есть и знакомство с достопримечательностями и историей новых городов — для культурного развития. За физическое можно не беспокоиться: это сейчас они компания разношерстных по комплекции мальчишек, но пройдет несколько лет и вырастут настоящие атлеты, богатыри.

— Водное поло, — говорит Александр Владимирович, — официально признано практически самым идеальным видом спорта. Помимо четырех основных стилей плавания, спортсмены овладевают еще и специальными ватерпольными навыками, умением держаться на воде, вести борьбу. Словом, лучше для мужчины нет. При этом в водном поло почти нет травм. Ну и игровой момент, конечно: когда мы пришли в бассейн «Нептун», я обратил внимание, что многие юные пловцы стали посматривать в нашу сторону, подходить, интересоваться. Там ведь если в 13 — 14 лет нет прогресса в результатах и перспектив, то многие тренеры крест ставят на подростке. А мы с радостью примем!

Также, по словам Рябова, ватерпольная подготовка и в жизни незаменима — сам тренер несколько раз избежал смерти только благодаря ей. Недавно один из его бердских подопечных спас на воде своего одноклассника. Что называется — уже не зря поработал. Но, как мы помним, его планы простираются гораздо дальше.

История — за нас
В Бердске — 35 человек, 25 — в Искитиме и пока около полутора десятков в Новосибирске — вот те, кто занимается у Рябова, будущее водного поло области. Взрослой профессиональной команды нет, а ведь когда-то Новосибирск котировался в Союзе очень высоко — сибиряков переманивали в более богатые клубы чуть ли не всем составом. В середине 50-х годов прошлого века водное поло в Новосибирске и вовсе пользовалось огромной популярностью: тогда играли на открытой воде с июня по октябрь, вплоть до падающего снега. А количество соперничавших команд доходило до десяти.

Одним из первых энтузиастов водного поло был Лев Александрович Логинов, который, после «Динамо», продолжил ватерпольное движение в Новосибирске в бассейне «Нептун», создав команду «Водник». На смену Логинову пришли Владимир Юречко и Николай Цыбиков. В числе лучших игроков в СССР был новосибирец Николай Баранов, в память о котором Александр Рябов хочет провести первенство области по водному поло. В ближайших планах — сайт, где в полной мере будет отражена история этого вида спорта в области. Но главная задача — создание полноценной школы, ради чего, собственно говоря, и региональная федерация создавалась.

— Технологически, организационно, финансово необходимо что-то для создания школы?

— Самое удивительное, что, несмотря на долгие годы забвения, все для развития водного поло в Новосибирске, а потом и в области есть: прекрасные спортсооружения, интерес детей и родителей, да и тренерский потенциал большой. Необходимо лишь все «легализовать», как говорится: официальные рабочие места, аренда воды для тренировок и игр, помощь в выездах на соревнования. Суммы понадобятся вполне земные, особенно если мы объединимся не только в области, но и на российском уровне. Это я и сказал руководителю областного департамента физкультуры и спорта Вячеславу Братцеву, который одобрительно высказался о развитии водного поло в регионе, обещая поддержку по всем вопросам.

— Кстати, из-за чего, как вы думаете, пришло в упадок российское водное поло, которое еще недавно было одним из лучших в мире?

— Для понимания: ситуация ни один в один, но похожая на футбол. В России постепенно создавались два клуба-олигарха, куда стягивали лучших игроков, приглашали дорогущих иностранных тренеров, которые — они сами признавались — работают по методикам советских специалистов. Ну и так далее, и тому подобное: падение результатов, по телевидению не показывают, спонсоров нет. Кстати, 15 декабря должна состояться отчетно-перевыборная конференция Федерации водного поло России, где я как руководитель региональной федерации собираюсь выступить с рядом предложений.

— В чем они по сути заключаются?

— Если мы хотим вернуться на ватерпольные пьедесталы, то необходимо объединяться. Я общаюсь с коллегами из других регионов и чувствую ту энергетику, желание делиться методиками, знаниями, стремление сохранить вид спорта, но нужна объединяющая функция. «Кровь из носу» нужны сборы для тренеров, особенно для начинающих, тех, кто занимается с детьми. Пора делать так, чтобы в спартакиадах школьников и студентов принимали участие большинство регионов, а не только те, где есть команды мастеров. Разваливается все очень быстро, чтобы восстанавливать, необходимы время, энергия и идеи. Вот примерно об этом я и буду говорить.

Проиграть 0:67 — это прекрасно!
Занятия в «сухом» зале (ватерпольный сленг. — Прим. авт.) заканчиваются, и мальчишки перебираются из ЛДС в соседний бассейн «Нептун», где их ждет занятие на воде — отработка технических элементов плавания и прочие нудные «мелочи», не овладев которыми, в хорошего спортсмена не вырастешь. В руках одного из спортсменов замечаю форму курсанта Сибирского кадетского корпуса. Максиму Кальхерту 11 лет, он занимался акробатикой, брейк-дансом, плаванием и еще несколькими видами спорта с очень красивыми, но непонятными для меня названиями. Тренер по плаванию чем-то ему не нравился, и тут мама Максима повстречала в «Нептуне» Александра Владимировича, который как раз занимался «вербовкой» в секцию.

— Здесь мне нравится, — говорит Максим, — более веселый вид, чем просто плавание, хоть и сложный. Тяжело, правда, что практически никогда не высыпаюсь: рано с утра в школу, три раза в неделю тренировки здесь, а по воскресеньям мы ездим играть в Бердск.

— Так, может, уйти?

— Мне мама не разрешит, — улыбается Максим, — она хочет, чтобы я уже чем-то серьезно занялся. Тренер говорит, что водное поло — очень полезный вид спорта. А когда начнем на соревнования ездить, то вообще интересно будет.

Соревнования в жизни этих мальчишек обязательно будут, также как и поражения. Которых, по мнению Александра Рябова, не стоит бояться:

— Мои ребятишки, бердские, первый раз в жизни поехали на Спартакиаду школьников, и в своем первом серьезном матче в жизни «влетели» 0:67!!! Но после этого завелись и пахали еще больше — через полгода обыгрывали тех, кто пять лет занимался. Поражения — часть нашей жизни, и из них нужно делать правильные выводы.

ФАКТ
Водное поло — один из старейших олимпийских видов спорта. Впервые в программе Олимпиады игра появилась в 1900 году

Фотографии статьи
Тренировка в «сухом» зале полезна и для занимающихся водными видами спорта. Фото Михаила ПЕРМИНА