USD 97.8107 EUR 102.1301
 

Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ: Работа мозга – главный принцип

Наталья МАНТОРОВА

У большого тенниса в Новосибирской области всё ещё впереди

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Дмитрий Козловский вернулся с победой из Турции.

Там, в живописном городке Сиде, на берегу Средиземного моря состоялся открытый чемпионат (как ни странно) России по большому теннису для игроков-любителей «Russian Open-2012». Участие в состязаниях приняли 249 активистов, представляющих 29 российских и зарубежных городов, в том числе — Лондон, Дубай, Астану и другие. Взойти на высшую ступень пьедестала Дмитрию Козловскому удалось в категории 45 плюс (то есть 45 лет и старше), в которой первенство оспаривал 51 игрок. Сегодня депутат Заксобрания, он же президент Федерации тенниса Новосибирской области — гость нашего выпуска.

Прежде всего — любить
— Дмитрий Анатольевич, можно несколько слов о минувшем событии?

— В России действует довольно мощная любительская лига теннисистов Amatour (по-французски ama — любитель), так что название говорит само за себя. В Сибири есть представительство этой лиги. «Russian Open» — это традиционный чемпионат всероссийской серии любительских турниров Amatour. Проходит он с 2002 года, меняя географию. Ныне выбор пал на турецкий Сиде.

— Вот этому многие удивились: все-таки чемпионат России! И вдруг — в Турции…

— Сиде — единственное место на нашем континенте, где расположены рядом сразу 62 теннисных корта. Место выбирали, сопоставляя число участников и возможности базы. Ведь сегодня «Russian Open» признан самым крупным любительским турниром в мире за всю историю проведения таких стартов.

— По каким критериям, скажем так, формальным признакам, отбираются участники подобных турниров?

— Любителем считается тот, кто занялся тем или иным видом спорта после 17 лет, не является тренером или спарринг-партнером и не имеет разряда по данной дисциплине. В основном все мы, конечно, в прошлом спорт- смены, которые прежде испытывали себя в чем-то другом, а в теннис пришли позже.

— Откуда, например?

— Лично я в детстве занимался боксом. После службы в армии к нему вернулся, но стал тренироваться уже просто для себя.

— А как давно ракетку в руки взяли? Сколько в вашем случае нужно было прозаниматься взрослому человеку, чтобы начать побеждать пусть на любительских, но довольно крупных соревнованиях?

— Сейчас мне 46 лет, 13 из них я играю в теннис...

Если база в порядке, рост налицо
— ...и год как возглавляете Федерацию тенниса Новосибирской области. Что успели сделать за это время?

— Первым делом изучил состояние нашей материально-технической базы, посмотрел, сколько мы имеем действующих кортов — земляных и крытых, сколько у нас спортсменов, тренеров, судей и так далее. Подал все данные в областной департамент физкультуры и спорта. Совместно провели необходимую подготовительную работу, чтобы уже в ближайшем будущем обеспечить достойное развитие большого тенниса в Новосибирске и области.

— Не секрет, однако, что этот любимый многими вид спорта действительно развит у нас еще слабо.

— Чтобы исправить положение, надо прежде всего привести в порядок базу. Так, одна из основных задач федерации — реконструкция старых кортов и строительство новых. В частности, будем восстанавливать площадки для игры в теннис в Нарымском сквере. Они давно существуют, но оказались в совершенно заброшенном состоянии, там не было хозяев, не проводилось специальных тренировок. Действующие корты есть в Заельцовском парке, в районе спорткомплекса «Север», в Академгородке, возле некоторых школ. Год назад открылся теннисный центр около городского аэропорта.

— Но вы согласны, что для города с населением в полтора миллиона этого мало?

— Конечно! В данное время мы ищем места для строительства новых объектов, ищем инвесторов. Тем более в Новосибирске пока нет ни одного корта с трибунами. Мы ведем переговоры с Федерацией тенниса России и областным департаментом физкультуры и спорта о строительстве полноценного теннисного центра (по предварительным расчетам, на шесть крытых и двенадцать открытых кортов).

— Куда могут обращаться новосибирцы, желающие поиграть в большой теннис либо отдать ребенка в секцию?

— Надо просто прийти туда, где есть корты, и там получить подробную информацию. Если же речь идет о регулярных занятиях для детей, то у нас действуют две школы: это детский теннисный центр имени Тычкова на улице Учительской (спорткомплекс «Север») и теннисный клуб Академгородка. Там тренеры выявляют таланты и работают с ними дальше.

Чтобы не было крена
— Кстати, о тренерах. Наверняка в этом виде спорта, как и во многих других, ныне чувствуется их дефицит?

— Да, и решить кадровую проблему можно будет, когда у нас появится нормальная база. Планируем привезти в Новосибирск за счет нашей областной федерации опытных инструкторов из Москвы и организовать на этой базе с их участием специальные курсы. Тема подготовки тренеров в теннисе очень серьезна и актуальна. Ведь многие теннисисты считают, что они не просто хорошо играют, но и могут учить других. Однако отсутствие методического подспорья, тренерского опыта может привести к тому, что детей не столько выучат, сколько покалечат. Одно дело — вести группу здоровья. И совсем другое — пытаться готовить профессионалов. Родители же часто не разбираются и ведут детей ко всем подряд, надеясь сделать из своего ребенка очередного Марата Сафина или Марию Шарапову. Эту тему каждый год поднимает Федерация тенниса России, вводит те или иные методические рекомендации для инструкторов, настаивает, чтобы они проходили курсы повышения квалификации. Организовать достойную подготовку кадров — также одна из задач нашей областной федерации.

— Знаю людей, которые, наоборот, не хотят отдавать ребенка в большой теннис. Считают, если нагрузка идет в основном на одну руку, то человек развивается однобоко…

— Есть так называемые ассиметричные виды спорта, к которым теннис относится. Но профессиональный тренер всегда дает нагрузку так, чтобы этой однобокости не было, чтобы все у человека оставалось в норме.

— В каком возрасте можно приступать к занятиям?

— В пять лет. Но необходимо, чтобы сначала ребенок в целом физически окреп, научился повторять за тренером те или иные движения. Поэтому малышам надо давать упражнения на координацию движений, на общефизическую подготовку. А лет в семь-восемь они могут начинать играть уже более-менее серьезно.

— Растут ли сегодня в Новосибирске Сафины и Шараповы?

— Есть у нас Елизавета Куличкова, чемпионка России, бронзовый призер первенства Европы. Сегодня она стоит седьмой в мировом рейтинге среди спортсменок до 18 лет (ей сейчас 16 лет)… Как можем поддерживаем ее, ищем спонсоров для поездок. Из юношей могу отметить Константина Стрижкова, который выиграл в Казахстане турнир пятой категории, тоже перспективный мальчик. Но! Чтобы готовить мастеров, нужны опять же соответствующая база, массовые занятия, благодаря которым можно выбирать потенциальных звезд, хорошие деньги, возможность отправлять людей на соревнования. Наша федерация намерена увеличить в Новосибирской области финансирование по части большого тенниса. До сих пор оно составляло 80 тысяч рублей в год. Это на все расходы: проведение турниров, выезды сборной команды на соревнования, инвентарь… Ну что на указанную сумму можно сделать? В этом году мы отстояли уже 440 тысяч. Будем стараться каждый год это число увеличивать.

Взял ракетку — и вперёд!
— Дмитрий Анатольевич, бытует мнение, что большой теннис относится к элитным видам спорта. Вы такое мнение разделяете?

— Это стереотип, сложившийся исторически. Ведь в тридцатые годы прошлого века в мире был только один теннисный турнир — Уимблдон. Требовалось, чтобы спортсмены были во всем белом и играли на травяном покрытии. Когда советское правительство об этом узнало, зародился миф насчет элитности: мол, для тенниса надо шить дорогую форму, как-то по-особенному обустраивать площадку… На самом деле теннис — один из самых доступных и недорогих видов спорта. Совершенно необязательно покупать для занятий последнюю модель «Найка» или «Адидаса», какие-то фирменные маечки, напульсники и прочее. Хотя иные, особенно это касается девушек, часто делают именно так...

— … и рассказывают подругам, как они сильно потратились «на спорт». Знакомая ситуация! Дмитрий Анатольевич, а чем именно вас привлек 13 лет назад большой теннис?

— У боксеров есть шутка: это вам не шахматы, это бокс — здесь много думать надо! Насчет «много думать» — это правда. Я представитель той школы бокса, где, как говорится, меньше подставляют голову под удар и больше этой самой головой соображают. Когда я занялся теннисом, понял, что там без работы мозга тоже никуда. Эта игра требует расчетливости, смекалки, психологической выдержки, координации, молниеносной реакции и других ценных качеств. Конечно, без хорошей физической подготовки здесь тоже не обойтись. Бывало, матч у меня длился и три часа, и три с половиной. Если не держать себя в соответствующей форме — просто не выстоишь… Наконец, мне нравится, что этот вид спорта доступен и популярен, им действительно можно заниматься массово. Приезжаю, например, в другой город или страну, и если есть там поблизости теннисный корт, то полноценный отдых мне уже обеспечен!

ФАКТ
Термин «Большой шлем» относительно теннисных турниров, впервые употребил спортивный комментатор Джон Киран, позаимствовав его из карточной игры. Выиграть «Большой шлем» — высшая цель для теннисистов.