Тарифная эпопея-2012: подробности
О грядущем изменении цен на услуги ЖКХ
Тема этой публикации затрагивает всех и каждого: рост тарифов на услуги ЖКХ в 2012 году.
Новые тарифы для потребителей коммунальных услуг на тепловую и электрическую энергию, горячую и холодную воду установлены еще в декабре прошлого года. Каким образом жители региона могут получить точные, исчерпывающие сведения обо всем, что касается тарифов? Информация публикуется на сайте департамента по тарифам Новосибирской области и доступна всем желающим.
В 2012 году тарифы повысят дважды. Так, цены на горячую воду для потребителей «СибЭко» (один из основных поставщиков для населения города Новосибирска) с 1 июля повысятся с 70,3 рубля до 74,43 рубля за кубометр, то есть на 5,9 % (цены действительны лишь в том случае, если в доме закрытая система ГВС). Следующее повышение тарифа ждет новосибирцев с 1 сентября: в начале осени горячая вода подорожает на 0,9 % — до 75,1 рубля за кубометр. Тариф на холодную воду для потребителей «Горводоканала» с 1 июля поднимется до 12,15 рубля с учетом муниципальной надбавки 0,81 рубля за кубометр, а с сентября — до 12,82 рубля. Правда, подорожание коммунальных благ не коснется жителей Советского района, потребителей ГУП «Управление энергетики и водоснабжения СО РАН»: тариф за холодную воду — 18,3 рубля за кубометр — здесь не изменится.
Тариф на электроэнергию для населения Новосибирской области на период с 1 января по 30 июня составит 1,76 рубля за киловатт-час, а на период с 1 июля по 31 декабря — 1,86 рубля. Таким образом, цены вырастут на 5,7%. Добавим: данный тариф установлен для жителей, проживающих в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
По сравнению с соседями
Губернатор Василий Юрченко, выступая на сессии Законодательного собрания Новосибирской области 6 января, прокомментировал ситуацию следующим образом:
— Я уверен, тарифы на территории Новосибирской области установлены в точном соответствии с федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами, применяемыми на территории страны. Тарифное регулирование имеет большое значение для каждого гражданина, и правительство региона относится к этому вопросу очень серьезно.
Чтобы объективно оценить ситуацию, губернатор предложил рассмотреть реальное состояние дел и проанализировать информацию в динамике. В частности, обратить внимание на цену тепловой энергии, поскольку топливная составляющая в тарифе является одной из наиболее значимых величин. Как выглядит наш регион по сравнению с соседними территориями, где природно-климатические условия не слишком отличаются от новосибирских? По Новосибирской области средний тариф достигает 1 049 рублей, по Кемеровской области — 1 184 рублей 26 копеек, по Омской области — 1 319 рублей 46 копеек, по Томской области — 1 216 рублей 78 копеек. По Сибирскому федеральному округу средний тариф на тепловую энергию составляет 1 243 рубля 71 копейку, и это на 18,6 процента выше, чем в Новосибирской области. Таким образом, в соседних регионах индекс предельного роста тарифа на тепловую энергию выше, чем в Новосибирской области.
Потребности, о которых нельзя забыть
— К сожалению, на уровне области повлиять сколько-нибудь серьезно на рост тарифов невозможно: любая попытка, кем бы она ни была предпринята, приведет к нарушению благополучия региона, — констатирует факт председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области Николай Мочалин. — Сибирь не может отапливаться от Солнца, и если мы будем это игнорировать, зимой просто-напросто замерзнем. Главная задача — проанализировать, насколько обоснованны тарифы, насколько мотивирован их рост. Рабочая группа, созданная при Законодательном собрании, ведет деятельность в нескольких направлениях. Во-первых, мы считаем, что необходимо ввести дополнительные, кроме федеральных, ограничения на рост тарифов с учетом уровня инфляции. Во-вторых, часть денежных средств следует пустить на инвестиционные программы: нельзя забывать, что сегодня у нас нет сетевых мощностей, которые можно было бы эксплуатировать в течение ряда лет без повышения тарифов. В-третьих, нужно не только увеличить численность специалистов департамента по тарифам (чтобы они активизировали работу с населением, рассматривали претензии к управляющим компаниям), но и повысить квалификационные требования к работникам департамента. В этой системе должны трудиться аттестованные специалисты с уровнем подготовки аудита и высокими полномочиями. Наконец, следует более эффективно, дифференцированно и персонифицированно помогать малообеспеченным людям, которые по объективным причинам не могут заработать самостоятельно: необходимо совершенствовать систему субсидирования. Да, сказать, будто тарифы в Сибири можно заморозить, — значит солгать, однако попытаться повлиять на темпы роста тарифов можно и нужно. Чем мы и занимаемся.
КОММЕНТАРИЙ
Как оценивают ситуацию, связанную с увеличением тарифов, представители управляющих организаций?
— Размер тарифов на коммунальные услуги регулируется государством, — напоминает заместитель директора УК «СПАС-Дом» Андрей Харланов. — А для того чтобы люди платили меньше, можно рекомендовать только одно: устанавливать приборы учета и проводить ресурсосберегающие мероприятия. Практика показывает, что фактическое потребление, как правило, бывает ниже нормативов: к примеру, потребление тепловой энергии оказывается ниже в 90 процентах случаев. При оборудовании многоквартирных домов приборами учета оптимальным вариантом является установка не только общедомовых приборов (ОПУ), но и индивидуальных (ИПУ). Установка ИПУ помогает получить реальную картину потребления горячей и холодной воды. К тому же хозяева квартир, естественно, стремятся к экономии и относятся к ресурсам более бережно, чем раньше. Ситуация, когда мы могли позволить себе часами беседовать по телефону под шум льющейся воды, осталась в прошлом. Установка ИПУ при наличии общедомового прибора поможет избежать еще одной проблемы: если в квартире, не оборудованной приборами, проживает большее количество людей, чем прописано, добросовестным гражданам приходится оплачивать ресурсы, потребленные такими соседями…
Не стоит забывать и о местах общего пользования, где также потребляются коммунальные ресурсы: с сентября будут введены нормативы потребления на общедомовые нужды в МКД. Кроме того, и собственники квартир, и управляющие компании заинтересованы в скорейшем введении минимального перечня услуг по текущему содержанию жилья. По мнению представителей УК, если перечень будет составлен грамотно, это существенно поможет в работе. Пытаясь утвердить перечень на общем собрании жильцов, управляющие организации зачастую сталкиваются с серьезными проблемами: не все собственники осознают реальную необходимость той или иной услуги, и прийти к согласию бывает не просто. По поводу обязательных услуг возражения вряд ли возникнут, и это поможет сгладить острые углы, урегулировать взаимоотношения между управляющими компаниями и собственниками квартир. Перечень услуг по текущему содержанию жилья в настоящее время находится на утверждении Правительства Российской Федерации.
СПРАВКА
Департамент по тарифам Новосибирской области: «Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте его нам, и мы вам обязательно ответим» http://tarif.nso.ru/ question/Pages/add_question.aspx.
ФАКТ
Новосибирская область получит дополнительно около 50 млн рублей из Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ.