Самое главное, чтобы ребёнок был здоров!
Хорошо, когда рядом с опытными наставниками перенимает мастерство молодое поколение, когда спортсмены, заканчивая профессиональную карьеру, остаются в спорте и когда молодые выпускники с дипломом педагога идут в спортивные залы. Но далеко не во всех видах спорта в Новосибирской области идеальная картина, в частности спортивная гимнастика похвастать хорошим положением вещей вряд ли сможет. Тем не менее молодые тренеры в этом виде спорта у нас появляются. Так, тренер — преподаватель специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по гимнастике Вадим Максимов, который сам имеет звание мастера спорта, вот уже несколько лет занимается с маленькими новосибирцами. Приехав в Сибирь из Чимкента, начал с нуля. И теперь молодой тренер уже гордится успехами своих юных воспитанников.
— Когда первый раз зашел в гимнастический зал, куда меня впервые привела мама, там было полно ребятишек, — рассказывает Вадим Максимов. — Старшие ребята делали такие невероятные вещи на снарядах, мне это очень понравилось. Я захотел сделать то же самое, у меня появилось большое желание заниматься, и никакого другого вида спорта мне было не нужно.
— Каких результатов удалось достичь в спортивной гимнастике?
— Я был чемпионом Казахстана, участвовал в различных международных турнирах. Привлекался в сборную команду республики. Но, когда формировался состав для выступления на чемпионате мира, в сборную из-за травмы не попал. Тогда мне тренер предложил набрать группу и, продолжая тренироваться, попробовать заниматься с начинающими.
— В спортивной гимнастике это возможно?
— Естественно, это очень тяжело, нагрузки максимальные. Очень сильно уставал, после своих тренировок мне приходилось вечером заниматься еще с детьми, порой, если честно, засыпал на тренировках. Но в течение двух лет удавалось совмещать. Здесь большую роль в моей жизни, конечно, сыграла мама. Она мне говорила тогда, если ты начал одно дело, ты должен довести его до конца.
— Что удалось сделать в Новосибирске?
— Когда с женой и дочкой я переехал в Новосибирск, начал работать в школе олимпийского резерва. В зале спортивного комплекса «Калинка» стал заниматься с группой ребят. В мае у нас прошло первенство СДЮШОР, где мои мальчики неплохо выступили. По программе первого юношеского разряда Саша Токарев стал победителем, Андрей Лузин занял второе место. По программе второго юношеского разряда третье место занял Андрей Волков. Среди спортсменов, выступающих по третьему юношескому, вторым стал Сережа Овечкин.
— Чем вас привлекает тренерская работа?
— На самом деле работать с маленькими спортсменами очень интересно. Каждый ребенок уникален. От них заряжаешься особой энергией, и в ответ хочется им что-то дать, чему-то научить. Стараюсь разговаривать с каждым ребенком, и они со мной могут в свою очередь поделиться какими-то проблемами. Могут рассказать, что у них дома происходит. Тренер для них, как второй родитель.
— А что интереснее — поднимать вот таких маленьких или работать с более опытными спортсменами и доводить их до высшего мастерства?
— С опытными гимнастами работа совсем другая. Мне с маленькими интереснее. И здесь, я считаю, не должно быть эгоизма у тренера, он должен объективно оценивать свои способности и возможности. Может ли он дальше работать со спортсменом, который показывает высокие результаты? Если тренер чувствует, что не сможет, то лучше передать спортсмена более опытному наставнику. Иначе это будет топтание на одном месте и ни о каком мастерстве говорить не придется. А если у тренера есть какой-то опыт, есть желание что-то сделать, тогда нужно доводить дело до конца. Работать уже индивидуально с каждым.
— Вадим Александрович, а бывало такое, что дети бросали заниматься? Ведь в спортивную гимнастику приходят очень рано — в 4—5 лет, когда ребенок еще и не осознает до конца свои собственные желания и способности.
— Я за то, чтобы все дети занимались: есть способности к гимнастике или их нет. Обязательно разговариваю с ребенком. Объясняю, почему он должен ходить в зал, зачем ему это надо. Потом также общаюсь с родителями. Ребенок всё видит и замечает. Раз не привели родители — ну и ладно. Тренер не обратил на это внимания — тем более интерес пропадает... А малыша надо заинтересовать, чтобы ему было любопытно, чтобы был азарт. Тогда ребенок втянется и уже не захочет бросать гимнастику.
— Какие задачи вы сегодня ставите перед собой?
— Самое главное для тренера, чтобы ребенок был здоров. Конечно, хочется реализовать себя как профессионала своего дела. Очень радостно, когда гимнаст, в которого ты вложил душу, стоит на пьедестале почета.