Иконы из Ярославля: традиции уникальности
В этом году Ярославль отметил свое тысячелетие. Расцвет города в ХVII веке и экономический кризис ХVIII века отразились и на иконописи. Строить новые каменные церкви ярославцы уже не могли, но иконописание продолжало развиваться. Местные мастера бережно сохраняли достижения предшествующего периода, развивали ярославский стиль иконописания. Устойчивости традиций способствовала передача приемов ремесла от поколения к поколению; существовали артели иконописцев, династии мастеров Шустовых и других.
На выставку гости Новосибирского художественного музея привезли лишь малую часть своих сокровищ. По словам Алексея Федорчука, пока отреставрировано чуть больше четверти того, что хранится в ЯХМ, а это 2000 икон.
Представленные на выставке раритеты напоминают нам о библейских событиях («Рождество Богородицы», «Рождество Христово», «Воскресение»), о наших небесных защитниках и покровителях, об истории Древней Руси, о единении в совместных молениях и деяниях ярославских князей и основателей монастырей, московских метрополитах и соловецких святых. На иконе 1759 года мы видим и Димитрия Ростовского — составителя новой редакции Четий миней, в которую вошли и жития святых, изображенных на ярославских иконах. Примечательно, что уточнения в его работу вносили... сами святые, являвшиеся Димитрию во сне.
Некоторые из икон просто уникальны. Иконография образа «Богоматерь Тихвинская» восходит к иконе, которая, по легенде, была написана евангелистом Лукой.
Для русских (в том числе ярославских) иконописцев не существовало понятия «копия». Писанные с молитвой, являющиеся повторением «в меру и подобие» древних образов, иконы сохраняют духовное содержание прототипов. Недаром от них происходят многочисленные чудеса и исцеления. Так, в 1395 году во время нашествия на Русь грозного завоевателя Тамерлана москвичи молились перед иконой «Богоматерь Владимирская» о спасении города — вражеское войско отступило.
Особо чтима икона, на которой представлен Спаситель в образе Великого Архиерея, прославившийся как глава церкви.
Христу Спасителю предстоят святые, жившие в Москве и прославившиеся в ней при жизни и после смерти чудесами: митрополиты Петр, Иона, Алексий и Филипп, блаженные (юродивые) Василий и Максим. Они прославлены как устроители Русской православной церкви и защитники русской государственности, сделавшие очень много для объединения русских княжеств.
Выставка продлится до 5 июня. Не будьте просто посетителями — всмотритесь, вчувствуйтесь. И помолитесь: молиться можно в любом месте, в том числе в музее.
А перед какой иконой — сердце подскажет.