Есть утёс на Оби…
Но эта масштабность зачастую играет с нами, русскими, злую шутку. Посмотрите на представителей национальных диаспор у нас в Сибири. Они объединяются в общественные организации, создают национально-культурные автономии, совместно отмечают свои праздники и вообще сохраняют свою национальную культуру как необходимое условие подтверждения своей национальной идентичности. Это замечательно, но что же мы, русские? С одной стороны, у нас культивируется чувство имперской вины по отношению к малым народам, из-за которого мы вроде как должны спрятать свою национальную идентичность куда-нибудь в шкаф как что-то, что не стоит выставлять напоказ. С другой стороны, происходящая сейчас глобализация в ее изначальном варианте не предполагает, что любая национальная культура имеет какую-то особую значимость. Не предполагает — пока ей, этой глобализации, достаточно наглядно не покажут, что национальная культура первична, а все последующие наслоения — сохранятся или нет — это еще большой вопрос.
Мы прекрасно понимаем, что наша культура многонациональна. Но поскольку мы живем в России, предполагается, что русская культура в этом списке первая. В Новосибирске есть несколько профессиональных творческих коллективов, которые сохраняют и развивают русскую традиционную культуру. И особое место здесь занимает Государственный академический Сибирский русский народный хор. Можно сказать, что для Новосибирска это своего рода краеугольный камень, утёс, о который разбиваются любые волны недопонимания. На этом утёсе держится русское традиционное искусство в нашем городе, позиционирующем себя как столицу Сибири, в том числе и культурную.
Сегодня есть особый повод поговорить об этом коллективе, потому что Сибирскому хору исполняется 65 лет. Он был создан на излете Великой войны и отражал тогда потребность народа в возвращении к национальным истокам, к мирной жизни. По случаю юбилея хор подготовил грандиозный творческий проект «Ровесник Победы», который открывается концертом «…И русский дух в гармонии веков» во Дворце культуры железнодорожников. В нём примет участие народная артистка России Надежда Бабкина, чей авторитет среди поклонников традиционного искусства непререкаем, а само ее участие подчеркивает значимость Сибирского хора как одного из самых известных и уважаемых коллективов традиционного искусства в нашей стране.
А затем, через несколько дней, состоится гала-концерт с участием государственного ансамбля песни и танца «Чалдоны», Русского академического оркестра под руководством народного артиста России Владимира Гусева и Сибирского хора. Это уникальный совместный проект, которого ещё не видели наши зрители. Далее пройдут юбилейные мероприятия на лучших площадках города и всего нашего региона, которые завершатся большим юбилейным концертом 12 июня — в День России.
О том, насколько важен Сибирский хор для Новосибирска и для России в целом, говорят отзывы о нем выдающихся деятелей искусства прошлого.
Дмитрий Шостакович: «Я давно люблю Сибирский народный хор. Это замечательный коллектив. Меня восхищает высокое мастерство и вместе с тем свободное артистическое исполнение».
Арам Хачатурян: «С огромным удовольствием слушал Государственный Сибирский народный хор. Хор мне понравился прежде всего своей манерой исполнения, своим репертуаром. Мне думается, что этот хор, помимо других достоинств, имеет и свое специфическое лицо».
Стоит отметить, что наш Сибирский хор выступал не просто с успехом, а с успехом оглушительным в 40 странах мира — Франции, Бельгии, Германии, — далее можно перечислять половину мирового атласа.
Но юбилей — это не только время для панегириков и поздравлений. Это еще и время для того, чтобы обратить внимание на те проблемы, с которыми сталкивается русское традиционное искусство. А таких проблем немало…
Государственный академический Сибирский русский народный хор существует уже 65 лет, и это создает некую иллюзию, что просуществует еще 65, и еще, и еще… Что бы мы с ним ни делали… Директор хора, заслуженный работник культуры РФ Екатерина Ковалева на вопрос о том, нужно ли поддерживать русское традиционное искусство, отвечает:
— Меня смущает это слово — «поддерживать». Русское традиционное искусство — не Пизанская башня, в подпорках не нуждается. Оно вне зависимости от наших предпочтений, вековыми корнями проросло в нашу жизнь и стоит крепко.
Так-то оно так, но есть в этом утверждении определенная доля как уверенности в своем благородном поприще, так и нежелания плакаться о проблемах… Да, действительно, человек, единожды побывавший на выступлении Сибирского хора, становится его поклонником, если не сказать фанатом. Но как попасть туда именно в этот самый первый раз? Для этого же нужно, чтобы кто-то что-то сказал, куда-то привел… Тут есть еще один психологический момент. Навряд ли кто-то из нас сможет профессионально исполнить партию Онегина из оперы, а вот «Шумел камыш…» мы все можем исполнить, особенно при определенных обстоятельствах. Многим даже в голову не приходит, что и эту песню можно исполнить профессионально, как произведение высокого искусства.
Помимо всего прочего, у государственных профессиональных коллективов русского традиционного искусства есть еще одна глубинная проблема. Мы знаем, что, если хотим посмотреть балет, пойдем в Оперный театр, любители музыкальной классики отправятся в филармонию, а поклонники оперетты придут в Театр музкомедии. Почитатели же русского традиционного искусства лишены возможности спланировать посещение концерта. Они вынуждены, отслеживая афишу, «гоняться» за коллективом по городу, потребляя при этом не самые лучшие образцы, потому что не каждая площадка может представить наилучшие условия для демонстрации наших профессиональных и творческих возможностей. Поэтому программы приходится усекать, делить состав на две-три части… Ну стоит ли после этого говорить о художественном уровне?.. А ведь так хотелось бы!
Екатерина Ковалева, выступая на расширенной коллегии департамента культуры Новосибирской области, заметила по этому поводу:
— Я далека от утопических призывов построить концертный зал, однако мне кажется возможным рассмотреть имеющийся ресурс учреждений культуры, на базе одного из которых мог бы функционировать концертный зал русского традиционного искусства, народного творчества и концептуально родственных видов деятельности, где можно было бы транслировать достойные культуры своего народа художественные образцы, создавая при этом благоприятную среду для развития других национальных культур.
К счастью, сейчас сформировался определенный круг деловых людей, которые понимают ценность русского традиционного искусства. Сегодня становится даже модным использовать творческое сотрудничество с Сибирским хором для повышения собственного делового имиджа. Это хорошая тенденция с точки зрения перспектив развития коллектива и переосмысления значимости русского традиционного искусства. Но Ковалева идёт дальше, думая о будущем. Она говорит предпринимателям: «Конечно, замечательно, что мы востребованы вашими структурами. Но не менее важно будет, если вы приведете на концерт своего ребенка!» И действительно, дети — такие существа, которые часто ходят не туда, куда им хочется, а куда разрешают родители. И их очень просто привести туда, где они могли бы понять всю ценность традиции. Тут главное, чтобы сами родители это понимали.
И здесь важно понять уже нам всем: возможно, в последние десятилетия нить, связующая поколения, истончилась, а где-то даже и порвалась, но мы можем ее восстановить! В концепции федеральной программы о сохранении нематериального культурного наследия обозначены невеселые по своей сути перспективы. Написано: «В общественном сознании отсутствует установка на сохранение национальных традиций, разрушается самобытность национальных культур, у подрастающего поколения размыта и утрачивается национальная идентичность». В общем, страшновато как-то… Но при наличии таких коллективов, как Сибирский русский народный хор, этот страх как-то отступает. Там работают люди, которые рассматривают свою деятельность как обязательство перед обществом. А если при этом имеется еще государственная поддержка (в первую очередь государственное мышление и понимание), то тогда уже и не возникает сомнений в успехе.
Юбилейные торжества закончатся. Но история продолжится. Продолжится история России и Государственного академического Сибирского русского народного хора. Юбилей — замечательный повод для того, чтобы поздравить, выразить почтение и уважение. Но после юбилея приходит время, когда нужно не забывать о том, с чем поздравляли, что желали и чего ожидали… Время идти дальше и исполнять задуманное.