USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Сороковая дверь судьбы

Маргарита ДАНИЛОВА.
Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Несмотря на молодость, Муса Оглы — не новичок в кино, снял более сорока картин и давно уже признан международным сообществом кинематографистов. Среди его лент «Третья сторона пластинки», «Дневник путешественников», «Песчинки», цикл портретных фильмов, документальная лента о беженцах «Гоняш вя булуд» и др. Большого международного признания удостоился художественный фильм Эльчина Муса Оглы «Стеклянные человечки».

Премьерный фильм «Сороковая дверь» также получил международное признание и семь престижных наград в разных номинациях. Он отсылает нас к разбродным 90-м годам прошедшего века: вопиющая нищета азербайджанского села постсоветского пространства, безработица, толкающие людей на отчаянные поступки и воровство, чтобы как-то выжить в новых реалиях.

В центре кинофильма — четырнадцатилетний Рустам, отец которого погиб в Москве от рук мафии.

Недетское горе, свалившееся на подростка, становится серьезным испытанием на его жизненном пути. Оставшись с матерью без средств к существованию, Рустам, несмотря на возраст, чувствует свою ответственность за семью, становясь, по сути, во главе ее. Подросток сталкивается с откровенной подлостью в лице деревенского нувориша, пытающегося нагреть руки на чужом горе, но не пасует и не сдается обстоятельствам, а вступает в откровенную борьбу с лавочником, умеет добиться своего и вызволяет из жадных рук старинный ковер как дорогую семейную реликвию и единственную память об отце.

Самую искреннюю заботу о себе осиротевший и нищенствующий мальчик видит от местного маргинала — красивого щеголя в белом костюме, пытающегося привлечь его к своему воровскому ремеслу. А потом, добыв привычным способом средства, со всей щедростью дарит тому профессиональный барабан — страстную мечту Рустама. И хотя поиграть на нем мальчику так и не довелось (уличные хулиганы, преследующие подростка за нежелание делиться с ними заработками, изуродовали музыкальный инструмент), доброту такого же изгоя и бедняка, как и он сам, Рустам оценил. И сам, в свою очередь, после ареста вора спасает от жестоких милицейских рук его малолетнего брата-инвалида, приводит в свой дом, к матери, и говорит просто: «Он будет здесь жить».

— А тебе не кажется, что он болен? — спрашивает мать.

— Самым лучшим лекарством для него сейчас, — отвечает сын, — будет тарелка горячего супа.

Вот так. Бедняк всегда посочувствует другому. Доброта вызывает ответную доброту.

Непросто понять в 14 мальчишеских лет правду и смысл жизни, найти скрытую пружину всех событий, психологически войти в новую и довольно жесткую реальность. Трудно вдвойне, потому что приходится действовать в одиночестве и до всего доходить самому. И хотя нравственную школу жизни он проходит на улице, самые простые библейские заповеди для него ясны: не проходи мимо чужого горя, помоги ближнему, поделись с ним последним куском хлеба и тарелкой похлебки, на добро отвечай добром.

Кстати, название фильма не случайно перекликается с азербайджанским эпосом, в котором принцессу, запертую в замке с сорока дверями, можно найти, только открыв все двери и разгадав секрет последней, сороковой.

Найдет ли юный герой ключ к этой последней, сороковой двери своей судьбы?.. Пока сказать рано: его путь только начинается, но он уже на верном пути. Расправившись со своими главными обидчиками, Рустам сжимает в руках самодельный нож, которым так и не воспользовался, и в отчаянии кричит: «Отец, зачем ты оставил меня?!»

Слова один к одному повторяют отчаянный упрек Христа Всевышнему в момент предстоящей казни. Сознательно это сделал автор или это простое совпадение?..

Ответа нет, но темный переулок, где сидит наш герой, внезапно освещается…

Удастся ли Рустаму разгадать секрет своей сороковой двери?..

Создатели фильма дают зрителю эту надежду, хотя и оставляют юного героя на полпути, в горьком отчаянии, на грязной мостовой большого и враждебного города.

Зрители горячими аплодисментами благодарили автора сценария и режиссера фильма, который ответил на все вопросы и зрителей, и представителей прессы. Несмотря на большой успех и признание киноленты, множество престижных наград, Эльчин Муса Оглы держался удивительно скромно, и его голос срывался от волнения. Со всей сердечностью он благодарил и за роскошный букет роз, и наградной диплом департамента культуры Новосибирска, и за все добрые слова о его творчестве.