«Большая тревога» прошла стороной
Но первым и во многом главным вопросом повестки являлся отчет руководителя департамента финансов и налоговой политики Новосибирской области Леонида Горнина «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за первое полугодие 2009 года». Леонид Владимирович вкратце остановился на основных параметрах и более предметно рассказал об отраслях, имеющих непосредственное отношение к работе комитета. Как отметил сразу после доклада Сергей Титков, депутаты ждали его «с большой тревогой», но результаты оказались вполне приемлемые. С учетом кризиса, естественно.
Рассказывая о доходной части бюджета, Горнин для наглядности оперировал двумя оценочными критериями — выполнение за полугодие (чисто математически отталкиваясь от цифры в 50%) и прирост (хотя чаще, к сожалению, падения) темпа к уровню 2008 года. Было сказано, что доходная часть бюджета за 6 месяцев была выполнена на 47,4% (— 1% к уровню 2008 года), при этом доходность упала на 5% по сравнению с аналогичной прошлогодней датой. Темп прироста собственных доходов бюджета составил 91,6%, то есть снижение на 8,4%, но Леонид Владимирович подчеркнул, что во второй половине любого года доля собственных доходов традиционно возрастает, поэтому финансисты администрации надеются и почти уверены, что стопроцентная планка будет достигнута. Или — почти достигнута.
Увы, но на 32% снизились поступления налога на прибыль, и нерадостная тенденция продолжилась в июле и августе. Зато всего на 4% , что очень немного, снизились поступления от налога на доходы физических лиц — одного из важнейших для областного бюджета. Есть, однако, и «светлые пятна»: на 127% увеличились поступления от акцизов на алкоголь — это связано с активной инвестиционной деятельностью в 2008 году и открытием крупных заводов, выпускающих алкоголь, — а на 118% возросли темпы роста по транспортному налогу. Если говорить в шутку, то на интерес к выпивке и машинам никакой кризис не влияет, а если серьезно, то это очень неплохой знак в существующей экономической ситуации.
Неплохая ситуация и с финансированием дорожной инфраструктуры, в этом вопросе областной бюджет выдерживает взятые на себя обязательства. Депутаты, правда, спросили у Леонида Владимировича, почему предприятия стройиндустрии и промышленности не могут в полном объеме получить госгарантии Новосибирской области, которые были запланированы в объеме примерно миллиарда рублей по каждой из отраслей. В той же строительной отрасли администрация уже «подписалась» более чем на 600 миллионов рублей гарантий, хотя реально строители получили около 280 миллионов. Руководитель департамента пояснил, что камнем преткновения становятся банковские структуры:
— Кредитные комитеты банков отказываются рисковать даже под наши гарантии, — сказал Горнин, — и с этим трудно что-то поделать. А в промышленности ситуация еще сложнее: если предприятия имеют хоть какие-то недоимки по федеральным налогам — а кто их сейчас не имеет, — то в кредите им отказывают.
Впрочем, оказалось, что это и к сельхозпредприятиям, и к транспортникам относится. Например, автотранспортное предприятие имеет право получить бюджетные компенсации за перевозку льготных категорий пассажиров. Но процесс это не мгновенный, как правило, расчеты производятся следующим месяцем, а пассажир уже перевезен, затраты произведены, пеня по налогам увеличивается. Депутаты очень озаботились этим вопросом, но, похоже, оптимальное для всех решение пока сложно найти. Таким образом, по мнению членов комитета, недалек тот день, когда многие муниципальные предприятия, не имеющие права самостоятельно устанавливать тарифы, могут просто обанкротиться. Рассмотрение данной проблемы решили вынести на следующее заседание комитета отдельным вопросом.
Депутаты рассмотрели еще ряд вопросов, в том числе и об обеспечении спецтранспорта (например, школьных автобусов) специальным навигационным оборудованием. В решение заседания комитета внесли ряд предложений, которые будут рассмотрены на ближайшей сессии областного Совета. Очередной законотворческий сезон стартовал.