USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Где нет безработицы

Нина ЕГОРОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
166-03.jpg
166-03.jpg



Очень скоро леспромхоз начал осваивать леса близлежащих районов Новосибирской области. Вокруг села хоть и были огромные массивы, но запасы деловой древесины в них исчерпали, поэтому потом пришлось ехать на заготовки и в Томскую область. Там сначала взяли небольшой участок в вершине реки Кенги. Потом перенесли свою базу на один из ее притоков. Здесь леспромхоз заготавливал до 60 тысяч кубов в сезон.

А начиналось производство с пяти-шести тысяч кубов. В первые годы заготавливали лес исключительно на лошадях. Трелевали, вязали плоты, а потом спускали по реке. С появлением гусеничной техники древесину стали вывозить на санях. В семидесятых годах приобрели погрузчики, автомобили — МАЗы, «Уралы». Это позволило уйти сначала на участок Нерши за сто километров, а потом еще дальше. Это был пик развития предприятия. Вывозили с участков до 83 тысяч кубов.

Тогда 20 районов Новосибирской области отправляли свои бригады и технику сюда. Леспромхоз брал лесобилеты на себя и готовили лес на паях. В то время очень хорошо была развита переработка: делали доску обрезную, необрезную, половую, брус, вагонку. Столярный цех выпускал оконные и дверные блоки. Все это в основном шло на строительство и ремонт животноводческих помещений. Предприятие имело миллионные обороты. И это отразилось на состоянии села. Леспромхоз здесь построил школу, детский дом, детсад, клуб, столовую, здание узла связи, квартиры.

Но с перестройкой настали трудные времена для сельхозпредприятий и лесозаготовители ощутили это незамедлительно на себе. Упал спрос на их продукцию. Однако в условиях жесткой конкуренции северяне сумели выжить. «Стали искать новые направления, потому что мощности у предприятия были очень хорошие», — рассказывает генеральный директор акционерного общества «Леспромхоз «Северный» Евгений Владиславович Лушов. Он, можно сказать, потомственный лесозаготовитель. В свое время тринадцать лет возглавлял это предприятие его отец Владислав Наумович Лушов. Тогда предприятие работало на всю область. С 1997 года руководит леспромхозом его сын.

На его долю выпало трудное время. Выживали тяжело. Был такой развал... Леспромхоз начал снижать объемы. И в 1996 — 1997 годах заготовки леса упали до 9,5 тысячи кубометров. Люди еще оставались, но стали понемногу расходиться. Самый сложный вопрос был — ремонт техники. Приобретать новую уже не могли. Строительство в районах тогда было практически заморожено. «Выезжали» на частниках. Пришлось искать новые рынки. Вышли на города Омск, Новосибирск и даже Казахстан.

К настоящему времени леспромхоз поменял структуру своего производства. Заготовкой и переработкой леса занимается в небольших объемах, зарабатывает на обслуживании нефтяников. На месторождениях рубят коридоры под технологические коммуникации, делают площадки под строения, под буровые установки, лежневые настилы, планировки. Бульдозеры работают на проминке зимников — строительстве зимних дорог. И благодаря этому уже пять лет предприятие работает с прибылью. «Даже на тех больших расстояниях, как сейчас, на этом можно иметь хороший финансовый результат, — говорит Лушов. — Пока развивается нефтяная отрасль, надо это использовать. И пока они не ушли за тысячу километров, мы это используем.

Но и заготовку древесины не бросают. Под нынешние объемы покупатели находятся. Переработка, по его мнению, тоже будет востребована. Сейчас стараются взять из леса все. При заготовке деловой древесины параллельно ведут заготовку дров. Их реализуют, в частности, и льготникам, проживающим на территории Чувашинского муниципального образования. Любые отходы, коротышечки, развилочки идут в ход. Под них переоборудовали даже собственную котельную. Теперь предприятие может позволить себе приобретение новой техники, которая никогда не простаивает. Есть здесь своя нефтебаза. Ее сохранили и теперь этому очень рады. Когда цены на дизтопливо растут, запасы очень даже выручают. По-прежнему содержит леспромхоз на своем балансе жилье и внутрихозяйственные дороги.

Заработки на предприятии увеличиваются. «Все зависит от того, как сработаем, — говорит Лушов. — В прошлом году имели хорошую прибыль, и зимой люди получали больше тридцати тысяч рублей в месяц. Среднегодовая зарплата порядка 8 тысяч, потому что летом отправляем людей в отпуска без содержания. Они занимаются хозяйством. Помогаем заготавливать дрова, вывозить сено по льготным ценам. За час работы «Урала» со своих берем 54 рубля. А для сторонних это обходится в 1100 рублей».

Основной костяк предприятия — местные жители. «Спасибо им, что не разбежались, как бы ни было трудно, — говорит Евгений Владиславович. — Коллектив у нас опытный. Стараемся привлекать и молодежь». Избытка кадров здесь нет. Наоборот, не хватает механизаторов. Поэтому о безработице в Коб.-Кордоне люди знают только понаслышке. Сюда теперь едут на заработки жители из других сел.