Сверхзадача — каждый день
Люди, которые живут здесь, защищены. И я с удовольствием могу сказать: то, как развивается социальная сфера в России, — это пример для всего мира».
Воистину нет пророка в своем Отечестве. Большой знаток России, дипломированный британский социальный работник с многолетним опытом (как сказала о нем ведущая «круглого стола» — представитель Минздрава РФ Ирина Бондаренко), несомненно, знает, что говорит. Ему есть с чем сравнить увиденное. А ощущение, что это не реверанс принимающей стороне, лично я связываю с тем, что проходило это мероприятие в далеко не худшем районе — Ордынском — нашей области.
В рамках заявленной темы «Развитие инновационных форм социального обслуживания семей пожилых людей и инвалидов в сельской местности» гости увидели здесь много интересного. Да и сами они после ярких встреч уже на «круглом столе» поделились своими открытиями и достижениями в области социального обслуживания. А началась поездка по замечательной ордынской земле с «Ирмени».
Будем жить долго!
Нетрудно догадаться, что бытие определяет не только сознание, но и здоровье, и настроение, и многие другие ипостаси существования людей. Тогда как бытие в свою очередь в полной мере зависит от экономики того предприятия, на котором человек работает. В этом отношении с племзаводом «Ирмень» мало кто может соперничать. Это самое крупное и успешное хозяйство не только нашей области, но и страны. За последние пятьдесят лет здесь не снижали ни количество обрабатываемых земель, ни поголовья скота. Гордостью племзавода является, разумеется, его животноводство. Оно настолько мощное, что «Ирмень» занимает по производству молока первое место в России.
Следует сказать, что всю сельскохозяйственную продукцию здесь перерабатывают. Почти четвертую часть цельномолочки, что съедает в день Новосибирск, поставляет на рынок именно это сельхозпредприятие.
Имея тринадцать магазинов в Новосибирске, районном центре и своем селе, сами и торгуют своими изделиями. Просто здесь посчитали, что если заниматься только производством, то от конечного результата крестьянину достанется 20 — 30 процентов. Остальное забирают переработка и торговля. Чтобы это не отдавать, в «Ирмени» и создали некую цепочку «от поля до прилавка». В результате в прошлом году хозяйство реализовало продукции на 600 миллионов рублей. От производственной деятельности получено 150 миллионов чистой прибыли. Это больше, чем у всех хозяйств района, вместе взятых.
И объемы производства ирменцы продолжают наращивать. В прошлом году здесь произвели серьезную реконструкцию животноводческого комплекса, на которую положили 75 миллионов рублей собственных средств. Кстати, как сказал председатель акционерного общества «Племзавод «Ирмень» Герой Социалистического Труда Юрий Бугаков, за все время существования в это хозяйство не было вложено ни рубля государственных денег. Пожалуй, поэтому и отношение к тому, что имеют, у ирменцев трепетное: все, что однажды сделано, не разбазаривается, не растаскивается, а сохраняется. «Мы не привыкли жить за чужой счет. В этом наше преимущество», — говорил, выступая перед гостями, Бугаков.
Перестройку, как и все, ирменцы переживали болезненно. Были среди них недовольные: «Вот в соседних хозяйствах берут кредиты под 200 процентов и живут нормально, и заработная плата у них выше. А мы по пятнадцать часов пыль в поле глотаем и получаем меньше, чем кочегар в больнице, который за сутки два ведра угля сжигает». «Я тогда объяснял, что все это преходяще. Не смогут удержаться те предприятия, которые сейчас проедают себя. А мы давайте потерпим. Мы будем получать нормальную заработную плату и жить долго», — увещевал всех председатель.
И люди поверили ему. Работали за мизерную оплату, но не залезли в долги, сохранили в прежних объемах производство, нарастили переработку. Зато теперь труженикам этого предприятия завидуют многие.
«Мам с колясками много. И это радует»
Таков фундамент социального самочувствия коллектива. Огромная роль, как и везде, в нем принадлежит, конечно, руководителю, его жизненной позиции и моральным принципам. Рассказ Бугакова о жизни предприятия собравшиеся не раз сопровождали аплодисментами. Ведь меры социальной поддержки, которые предоставляют здесь своим людям, поистине уникальны.
Хозяйство, по сути, ничего не передало муниципалитету из соцкультбыта. Дворец культуры, великолепный детсад с бассейном и спортивными площадками, санаторий, больница, спортивный комплекс, жилой поселок. Все это когда-то было построено колхозом. Жилье для своих работников продолжают возводить и по сей день. Почему не передает Бугаков соцкультбыт? Причина понятная. «В прошлом году в ремонт Дома культуры мы вложили пять миллионов рублей. Может сегодня администрация или отдел культуры вложить такую сумму в один Дом культуры?»
Все социальные услуги предоставляются с учетом того, как человек трудится. Например, по коммунальным платежам (очень высоким, кстати) льготы предоставляются таким образом, что если в хозяйстве работает два-три человека из одной семьи, то они получают в общей сложности льгот больше, чем стоят коммунальные услуги. На компенсации по этой статье в прошлом году было истрачено 43 миллиона рублей.
Сейчас много внимания в стране уделяется демографии. В «Ирмени» ее аккуратно отслеживают. На отчетном собрании акционеров обязательно анализируют и смертность среди работников хозяйства, и рождаемость в их семьях. В прошлому году с перевесом в четырнадцать человек победила жизнь. «Детей у нас достаточно. В селе много мам с колясочками, и это меня радует: значит, село будет жить», — говорит Бугаков. Со своей стороны хозяйство весьма энергично стимулирует рождаемость через льготы по оплате услуг детсада. Содержание одного ребенка в прекрасном ведомственном учреждении обходится в 4,5 тысячи рублей в месяц. Работающие в хозяйстве за одного ребенка платят всего 20 процентов этой стоимости. За второго — десять. А третьего ребенка хозяйство содержит бесплатно. Это заявление Бугакова зал приветствовал аплодисментами.
Здесь придают большое значение здоровью своих работников. Из тысячи человек шестьсот постоянно занимаются спортом. Два зала и третий школьный всегда заняты под завязку. В селе постоянно идут соревнования. В хоккей и футбол ирменцы играют профессионально. Хозяйство имеет свой санаторий, больницу, медицинские пункты на всех производственных участках. Кроме того, хозяйство вот уже несколько лет заключает соглашение со страховой компанией «АСОПО-жизнь» на обслуживание своих работников. Каждый вторник из Ирмени идет автобус, который везет в лучшие больницы Новосибирска тружеников племзавода. К их услугам лучшие диагностические центры. Женщины наблюдаются и рожают в лучших роддомах Новосибирска. Хозяйство оплачивает лечение тяжелобольных, дорогостоящие операции, длительное пребывание в стационарах. На все это уходит порядка трех миллионов в год. И здесь считают, что это невеликие деньги.
В своем санатории на берегу Обского водохранилища отдыхают до 250 человек. Механизатор и животновод, отработавший в хозяйстве пять лет, платит всего десять процентов стоимости путевки — 1900 рублей за 21 день. Остальные получают такую льготу после десятилетней трудовой деятельности в хозяйстве. То же самое и для детей работников «Ирмени». Все компенсации распространяются и на пенсионеров. Кроме того, они получают плату за аренду земли (это порядка десяти тысяч в год), а также дивиденды на акции. Поэтому все довольны, и работающих пенсионеров здесь практически нет. Многие работники хозяйства отдыхают не только в своем санатории, но и в других здравницах страны. И каждому хозяйство возмещает половину стоимости путевки. Здесь, конечно же, компенсируют питание механизаторов. Их кормят в поле бесплатно. В результате на все меры социальной поддержки в прошлом году было выплачено 82 миллиона рублей.
И все при деле
«То, что мы предлагаем в социальный пакет, — это прибавка к достаточно высокой заработной плате, — заметил Бугаков. — В прошлому году среднемесячный заработок у нас составил 17 тысяч рублей. А у доброго механизатора порядка сорока тысяч». Понятно, что в этом хозяйстве нет вакансий и текучки кадров. Однако в прошлом году в связи с внедрением новых технологий произошло резкое сокращение числа работающих. Например, сев нынче провели пять механизаторов. Три «Джон Дира» и два «Конкорда» засеяли двенадцать тысяч гектаров пашни. До этих технологий такую работу выполняли 50 — 60 механизаторов. В животноводстве с запуском доильного зала шведской фирмы «Де Лаваль» в пять раз сократилось число доярок на ферме. Именно за счет этого кратно возросли заработки.
А где люди, которых пришлось сократить? «Не беспокойтесь, все остались при деле, — улыбнулся Бугаков. — У нас не было на ферме такой должности, как садовод по благоустройству. Мы создали такие коллективы. И сейчас там море цветов, деревьев, газоны». Кроме того, открыли цех по изготовлению пельменей и чебуреков. Что касается механизаторов... Их, конечно, много высвободилось. Так ведь техника тоже осталась без дела. Поэтому взялись за то, до чего руки не доходили. Годами лежали горы перепревшего навоза на территории хозяйства. Теперь это великолепное удобрение вывозят на поля. С окончанием работ у себя ирменцы намерены двинуться к соседям. Там таких «несметных богатств» немеряно. При этом механизаторы, ушедшие с поля, тоже имеют неплохую зарплату. Не сорок тысяч рублей, конечно, но не менее пятнадцати тысяч обязательно.
«Надо искать работу, — продолжал Юрий Федорович. — Мы много строим. У нас свой кирпичный завод. Там работают 70 человек. И это производство сейчас высокорентабельное. В колбасном цехе делаем тридцать наименований мясных изделий — от суповых наборов до самой деликатесной, дорогой продукции. Выпускаем хлебобулочные изделия более сорока наименований. Там тоже задействованы люди». Что ж, только при такой поставке дела технический прогресс в деревне идет со знаком плюс.
«Сейчас они просто родные»
Самыми яркими были, конечно, впечатления от посещения приемной семьи Гутько в Шарапе. Уютный дворик в цветах. Подстриженная травка. Щедрый огород. Но главное — веселые и доброжелательные ребятишки. Старшая девочка на английском переговаривается с иностранными гостями. «Какие ваши?» — спросил кто-то у мамы, Жанны Владимировны. «А угадайте! — засмеялась она. — Говорят, они все на меня похожи».
И гости действительно ошиблись, указав на приемного ребенка. Эта семья существует восьмой год. Совсем немало, считают приемные родители. За это время и опыта набрались, и полюбили детей. Сразу Гутько взяли двух братиков. Три года они жили в их семье. А потом узнали, что мама родила сестренку. Приемные родители собрались брать и ее к себе. Но год не могли добиться разрешения на это. Однажды повезли они мальчиков повидаться с родственниками в их родную деревню. Приехали, а мамы нет. Сестренка находится у бабушки в очень тяжелых условиях. Тогда ее просто взяли и увезли с собой. С тех пор она с ними.
Дом у Гутько очень просторный. Всем хватает места. Поначалу, когда взяли детей, им очень помогали родители Жанны Владимировны. Их младшей дочери было всего полгодика. Однако недавно умер отец. И вместе с ними живет теперь и мама. Она прикована к постели. Понятно, что Гутьковым сейчас нелегко. Однако они переносят трудности, поддерживая друг друга.
«Живем дружно. Муж у меня очень хороший, — говорит Жанна Владимировна. — У нас семья, как часики, чуть одна деталька забарахлила — всем плохо».
Приемные семьи начали организовываться в области с 1999 года. К настоящему времени в них воспитывается 305 ребятишек. Это половина детей, родители которых лишены своих прав. Такие семьи есть в разных районах. Гутько — одни из лучших. Идея взять ребятишек из детдома принадлежит маме. «Я люблю детей, — рассказывала она. — С детства говорила своей подружке, что рожу одного ребенка, а второго возьму из детдома. Постарше, в седьмом классе, все в детский сад бегала нянчать ребятишек. После школы пошла в педагогическое дошкольное училище. Потом работала в детсадике несколько лет. Но пришлось уйти оттуда. Теперь вот работаю мамой и не жалею».
Земляки поначалу очень негативно восприняли их решение: мол, берете из-за денег. Но потом люди поняли, из-за чего они взяли чужих ребятишек. И теперь, если Гутько попадают в трудную ситуацию, то сразу все стараются помочь. Сейчас старшему мальчику четырнадцать лет, младшему — одиннадцать. В первые годы Жанна Владимировна боялась их общения с родней: вдруг родная кровь пересилит?! Но через два-три года почувствовала, что ребята не хотят отсюда никуда уезжать. «Сейчас они просто родные. И помогают мне во всем. Без них я бы ничего не успела. Вот убегут на улицу, обязательно вернутся и спросят: мама, что помочь?»
А насчет денег… За двух детей мама получает шесть тысяч рублей. И на содержание по пять тысяч. За сестренку мальчиков пока ничего не получает. Однажды им три месяца вообще ничего не платили. И все жили только на зарплату отца. Он водитель ЖКХ, и тогда сутками не появлялся дома — зарабатывал семье на жизнь. При всех пособиях обеспеченность в этой семье ниже прожиточного минимума. Недостаток средств приходится возмещать за счет хозяйства. Но сейчас его держать в деревне стало труднее. Подворье Гутько уменьшилось. Однако вообще без этого в деревне не проживешь.
Кроме приемной семьи, участники форума посетили в Ордынском районе дом милосердия (тоже в Шарапе) и дом ветеранов в районном центре. Впечатления остались самые хорошие. Пожилые люди живут в прекрасных условиях. Им предоставляются все необходимые услуги. Скажем, в доме ветеранов есть даже диспетчерский пункт, через который установлена связь с каждой квартирой — мало ли какая экстренная помощь понадобится пожилым людям! Здесь есть кабинет лечебной физкультуры, столовая, часовенка, комната отдыха, где ветераны коротают досуг и проводят многочисленные культурные мероприятия. Все они обслуживаются через надомное отделение центра социальной помощи района. В доме ветеранов действует общественный совет, который решает все жизненные вопросы заведения. Жильцы ведут активный образ жизни. Они не чувствуют себя заброшенными и потерянными благодаря заботе и вниманию социальных работников района.
Выше барьеров небо
Сам «круглый стол» проходил в Вагайцевском Доме культуры, коллектив которого подготовил прекрасную концертную программу к этому мероприятию. Ее по достоинству оценили гости улыбками и дружными аплодисментами. Перед началом обсуждения впечатлениями от форума с нами поделился руководитель департамента социальной защиты Приморского края Владимир Кузмич: «Новосибирская область мне импонирует абсолютно вменяемым губернатором. Он знает и понимает, чем живет соцзащита. Когда Толоконский выступал перед делегатами форума, лично мне показалось, что говорит, как минимум, заместитель областного департамента социальной защиты. Настолько он вник в дела этой службы».
Перед началом «круглого стола» заместитель главы местной администрации Валерий Воюш презентовал Ордынский район в цифрах и фактах. Он, в частности, отметил, что за последние годы в плане социальной защиты ордынцев сделано очень много. И эта работа планомерно продолжается. Тема деловой части семинара была посвящена инновационным формам социального обслуживания семей пожилых людей и инвалидов в сельской местности. Собравшиеся обсудили, что нужно делать сегодня, чтобы жизнь пожилых людей в селе улучшилась. Недостатка в желающих выступить не наблюдалось. Хороший тон разговору задал заместитель директора комплексного центра социального обслуживания населения Ордынского района Сергей Мелешенко. Тема его выступления — «Опыт работы с пожилыми людьми в Ордынском районе: традиции и инновации». Для села всегда характерно сочетание традиционного и нового. В этом залог развития.
Но инновации нельзя внедрять без соответствующей научной проработки. Всем известно, что Новосибирский геронтологический центр — одно из крупнейших учреждений, которое занимается на протяжении большого времени разработкой новых социальных технологий, которые потом берут на вооружение социальные службы области.
Олег Коваленко — начальник управления социальной защиты населения администрации Кемерово — говорил о межведомственной модели работы с пожилыми людьми и инвалидами в поселках. Сегодня кемеровский опыт работы с пожилыми людьми широко известен. Здесь проведено несколько интересных международных проектов, организаторами которых стал Российско-Европейский фонд. Вышли интересные книги. В этом регионе создали главное — механизм социального обслуживания населения, с помощью которого теперь легко добиваются поставленной цели при наиболее экономичном использовании бюджетных средств и возможностей городского сообщества.
О необходимости создания приемных семей для пожилых людей говорил председатель областного совета ветеранов войны и труда Вооруженных сил и правоохранительных органов нашей области Вячеслав Журавлев. Он проанализировал плюсы и минусы этой ответственной инновации и отметил отсутствие нормативной базы, касающейся передачи пожилых людей в приемные семьи. В выступлениях были затронуты такие важные вопросы, как «Социально-психологическая помощь пожилым людям» и «Развитие специализированных форм социального обслуживания». Последняя тема была посвящена очень важным вопросам оказания помощи и услуг лицам с психическими расстройствами в стадии ремиссии и работе с инкурабельными — безнадежно больными.
Большой интерес вызвало выступление директора комплексного центра социального обслуживания населения «Ветеран» города Гаврило-Ям Ярославской области Анатолия Ламыкина. Он представил инновационную модель сельского центра социального обслуживания, благодаря которой центр в прошлом году оказал услуги четырнадцати тысячам человек!
А выступление директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, члена постоянного совета Российской библиотечной ассоциации Юрия Лесневского поразило даже иностранных коллег. Он рассказал об уникальном опыте формирования адаптивной социумкультурной среды для людей слабовидящих и с потерей зрения.
Включение людей с ограничениями по зрению в информационное пространство — весьма трудная задача. Инновации в этой сфере социального обслуживания заключаются в предоставлении социокультурных услуг нового поколения на основе так называемых многоформатных изданий, которые включают в себя рельефную точку, рельефную графику, крупную букву и аудиоформат. Любую тему, достойную внимания ребенка или пожилого человека, можно донести до представления в этих форматах и тем самых отодвинуть границу зрительных ограничений.
«Нам удалось выполнить интересный содержательный проект под покровительством Святого Николая. Мы познакомили людей зрелого возраста с особенностями православной архитектуры четырех городов нашей страны — Новосибирска, Нижнего Новгорода, Белгорода и Николаева, — сказал Юрий Лесневский. — Для этого выпустили уникальные издания, в которых рельефная графика позволяет человеку невидящему или слабовидящему впервые представить эти здания. А аудиобеседы позволили рассказать об особенностях храмов и концессий».
У этого коллектива есть и международные проекты. Самые интересные, конечно, предназначены детям. Авторы этой идеи открыли путь к книге для ребенка с проблемами по зрению через артефакты, в частности, через знакомство с профессией. Собравшимся Лесневский показал книгу «В гостях у портного». При помощи фактурных элементов, прикрепленных к страницам (мела, иглы и прочего), педагог или социальный работник может обсуждать с ребенком, из чего сделаны предметы, для чего они нужны. И в конечном итоге идет сложный рисунок, объединяющий эти элементы. В ходе его обсуждения ребенок приходит к пониманию, зачем люди берут в руки книгу, насколько это интересно.
Собравшиеся с огромным вниманием рассматривали такую книжку для незрячего малыша. Простая вроде вещь, но какую великую сверхзадачу решает она. И решение подобных сверхзадач для социальных работников — обычная, каждодневная работа.