Главная сила — хрупкие ценности
— Александр Петрович, семья сама по себе — начало начал. Для всех и каждого. Но и она с чего-то начинается, на чем-то держится. Так без чего же, по вашему мнению, не может быть нормальной, успешной, счастливой семьи?
— Вот это вопрос! С ходу и не ответишь… По-моему, нормальной семьи не может быть без хороших, добрых отношений, без любви. Только на этой основе может выстраиваться все остальное. А карьера, машина, дача — то, о чем начинают говорить еще до образования семьи, — это всё вторично. Достаток обязательно появляется и создается, если отношения крепкие.
А когда семья складывается, как это сейчас принято, на основе гражданского брака… Когда поживут и разбегаются… Когда откладывают создание семьи по принципу «вот обзаведемся тем-то и тем-то, тогда и поженимся»… Тогда и основы не получается, и с демографией проблемы.
Вспомните наши семейные традиции, построенные на взаимоуважении родителей, на связи поколений, на уверенности в завтрашнем дне.
— Но ведь и экономическая ситуация влияет на прочность этих связующих нитей?
— Конечно. Особенно у нас, при нашем сельском укладе. Очень важно для молодых людей иметь жилье и достойный заработок, чтобы содержать семью. Большое значение имеет и развитая инфраструктура: дороги, детские сады, магазины и так далее.
Сегодня мы стараемся делать как можно больше для поддержки семьи. Всё в районе подчинено этой цели. Жаль, что не всё желаемое можем сделать, не всем можем помочь.
— Не упрекают вас в этом?
— Семьи и родители тоже бывают разные. Есть очень достойные семьи не только высокого, но и среднего, и скромного достатка. При этом они работают, обеспечивают своих детей, изо всех сил стараются подняться на ноги. А есть другие, которые называются семьями только потому, что там есть дети. По-моему, основное внимание сейчас надо уделять не им, а тем самым хорошим «средним» семьям, которые своим трудом, своими ежечасными заботами заслужили дополнительную поддержку.
— А «пропащих» бросить?
— Ни в коем случае! Дети же не виноваты, что им не повезло с родителями. Каждый ребенок должен быть присмотрен и окружен заботой. Речь идет о том, чтобы не порождать иждивенчество среди тех, кто пальцем не пошевелит, чтобы одеть, накормить своих детей, не говоря уже о воспитании и образовании. Таких, я считаю, нужно просто заставлять работать. А то сейчас волей-неволей и социальная защита, и другие структуры основное внимание оказывают семьям отрицательным, несостоявшимся. Этого быть не должно.
— Сейчас много говорят о возрождении традиционного сельского уклада, в том числе через создание крестьянских фермерских хозяйств. Есть ли тут связь с государственной политикой по отношению к семье?
— Нужно создать такие условия, чтобы детей рождалось больше и чтобы они имели тягу к родной земле, оставались на ней жить и работать. Тогда и крестьянские фермерские хозяйства, и традиционный уклад возродятся сами по себе. А если в доме остались лишь старики-родители, а взрослые дети уехали в город, о каком возрождении села может идти речь? Им хотя бы лично себя обеспечить, и то хорошо.
Выйти на новый уровень — к крепкому подсобному, к фермерскому хозяйству — можно лишь с помощью развитых родственных связей, преемственности и общей работе нескольких поколений. К сожалению, сегодня это во многом утеряно. И только возрождение семьи, ее опыта и традиций может поднять и село, и сельский уклад, и сельское хозяйство.
Этот процесс по мановению волшебной палочки не запустишь, здесь работать надо — выстраивать политику всем государством.
— Что в первую очередь?
— Очень сильно влияет на семью (и отношение к ней!) общая система ценностей. А эта хрупкая материя сегодня постоянно разрушается, в том числе «благодаря» радио и телевидению. Психология безответственности, потребления и вседозволенности никогда, ни в старые, ни в новые времена, не делала семью крепче.
— Вы тут говорили о волшебной палочке… А если бы она у главы Усть-Таркского района действительно была?
— Боже упаси нас от всех таких волшебных «инструментов»! Они ведь могут попасть и в такие руки, которые близко к важным делам и решениям нельзя подпускать!
— И все-таки что бы вы с волшебной помощью делали?
— То же самое, что делаю сейчас.
Кроме того, обязательно — и немедленно! — пересмотрел бы политику сельского хозяйства и сельского уклада жизни. Потому что корни, основа всего — это всё-таки село. Все об этом знают, говорят, сочувствуют и вроде бы понимают… Но при этом село сегодня держится исключительно на энтузиастах.
Именно селу сегодня надо выделять деньги — на дороги, инфраструктуру, строительство жилья. Не называть его «черной дырой», а помогать. Мы готовы эффективно использовать эту помощь, направлять ее на развитие. Уверен, что такая поддержка обернется стократной отдачей и для семьи, и для государства.
Еще пересмотрел бы пошлины на ввоз продукции из-за границы. Мы в состоянии производить столько, что хватит всем. А на деле сегодня сдаем на маслозаводы свою продукцию, а они не могут ее реализовать, так как идет поток товаров из-за рубежа.
А вообще… Чудес не бывает. Нужна общая политика государства, ежедневная работа и забота о земле, о селе, о семье. Поэтому год Семьи — это замечательно! Сама эта государственная акция, инициированная на таком высоком уровне, психологически настраивает людей на положительное отношение к семейным ценностям.
Но для заметной, существенной поддержки еще очень много надо сделать, особенно в сельском хозяйстве. Ведь от уровня производства, развития экономики зависит и социальная ситуация, и положение семьи. А сейчас, при существующих экономических «перекосах», очень много молодых семей вынужденно покидают сельские районы — стремятся больше заработать, обеспечить себе и своим близким более комфортную жизнь, дать детям хорошее образование.
Поэтому задача власти состоит не в том, чтобы на каждом перекрестке кричать о значении семьи, а спокойно, молча делать свое дело — помогать и поддерживать. То есть строить жилье, дороги, открывать детские сады, способствовать созданию рабочих мест. Чтобы те, кто уехал из села, поняли, насколько здесь всё меняется к лучшему, чтобы возвращались.
— Думаете, так и будет?
— На это я надеюсь и в это верю. Они там, в городе, тоскуют по родной земле. Душой они всё равно здесь. И обязательно вернутся, если в районе будет нормальное жилье, работа, достойная зарплата, хорошие школы для детей.