Ближе к дому
За годы работы (с марта 2001 года) через социальный приют для детей и подростков в Усть-Тарке прошло около полутысячи ребятишек. На официальном языке это называется реабилитацией. Но понятие это за последние годы как-то стерлось, стало слишком широким и неопределенным.
Гораздо четче определяет смысл работы приюта заведующая Александра Осипова:
— Наша цель — определить ребенка в семью. Либо в родную, либо в приемную.
Способы достижения этой цели — самые разнообразные. И работники приюта не пренебрегают ни единой возможностью, чтобы обеспечить каждому малышу и подростку его право на семейное тепло и родительскую заботу. Право законное и непреложное.
На базе приюта под присмотром специалистов работают семейно-воспитательные группы. Если отношения у детей и «кандидатов» в родители складываются нормально, группа меняет статус и становится приемной или опекунской семьей. Только девять ребятишек ушли из усть-таркского приюта в детские дома — преимущественно те, у кого были серьезные проблемы со здоровьем. Девять из пятисот! Остальные или вернулись к своим, или обрели приемных родителей.
Что помогает добиваться таких результатов? Отдавая должное профессионализму и человеческим качествам работников приюта, нельзя не сказать еще и о том, что они близки к своим питомцам не только душевно, но и географически. Никакой самый комфортный и благоустроенный детский дом не мог бы дать этим детям таких возможностей. Почему? Да хотя бы потому, что своего детдома в Усть-Тарке нет, а «чужие» социальные педагоги попросту незнакомы с родственниками и соседями местных ребятишек.
— В первую очередь мы, конечно, ищем для детей семьи родственников: тетей, дядей, братьев, сестер, — объясняет Александра Петровна.
И к собственным родителям из далекого детдома детям, как правило, обратного хода нет. С глаз долой... А когда родное чадо рядом, в приюте, когда знают об этом и родня, и соседи, и есть еще надежда на возвращение, глядишь, и опомнятся горе-родители, повернутся к нормальной жизни. Если же нет, то психологически ребенку гораздо легче, если его переход в новый дом не связан с дальними переездами.
В Усть-Таркском районе детей из приюта взяли под свою заботу 23 приемные и опекунские семьи. А к отыскавшимся родственникам уезжали, бывало, и в другие районы, и даже области — в Здвинск, Краснозерское, Красноярск, Екатеринбург.
Еще один плюс «приютской» жизни — ее благоустроенность и схожесть с обычной семейной жизнью. Со всеми ее радостями и хлопотами: от общих праздников и дней рождений до умения мыть руки и окучивать картошку.
«Спасибо вам, что хоть чему-то меня научили. Мне завидуют некоторые мои однополчане. Говорят, какой ты счастливый, что о тебе помнят, что есть, кому написать», — пишет своим «мамам»-педагогам бывший воспитанник, нынешний солдат срочной службы. Таких писем в усть-таркском приюте — целая библиотека.