Скошено много — все смотрят на небо…
Да и по площадям разница большая: в минувшем сезоне было скошено немногим более пятисот гектаров, нынче — свыше двух тысяч. Однако непогода приостановила на несколько дней работу на лугах.
— Сена накошено много. Только убирай. И сейчас все смотрят на небо, — говорит главный агроном районного управления сельского хозяйства Сергей Пушкарев. — Высокие темпы сенокоса связаны прежде всего с тем, что нынче наши сельхозпредприятия закупили много кормоуборочной техники. Особенно хорошо обновили парк в хозяйствах САХО. Машины чаще всего импортные, высокопроизводительные. Хотя берут и отечественные. Например, пресс-рулонники в основном идут сибсельмашевские.
На сено убирают сеяные многолетние травы, главным образом костер в смеси с люцерной. Луга здесь ежегодно обновляют, поэтому урожай трав получают хороший.
— Если погода позволит, сена соберем не меньше, чем в прошлом году, — продолжает Сергей Михайлович.
А прошлый год был на корма, как никогда, удачным. Во многих ордынских хозяйствах они остались после зимовки. Но тем не менее и нынче здесь намерены заготовить более пятнадцати тысяч тонн сена, более 81 тысячи тонн сенажа и больше 73 тысяч тонн силоса. Если говорить о силосе, то его закладывают все хозяйства, где занимаются животноводством. Однако нынче кукурузы в районе посеяно меньше. А ведь всем известно, что без сочного корма буренки прибавлять молоко будут значительно хуже. Но семена королевы полей дорогие и порой селянам не по карману. Хотя в таком хозяйстве, как племзавод «Ирмень», посевы кукурузы сократили в связи с тем, что много силоса на остатках. Посчитали и решили, что нет смысла тратиться на кукурузу при таких запасах.
Вместе с тем все хозяйства района увеличили нынче посевы трав на сенаж. К его закладке здесь тоже приступили, хотя в прошлом году в это время за сенаж еще не брались. Ордынские животноводы намерены нынче выйти на очень высокие показатели — получить шесть тысяч килограммов молока от каждой коровы. Понятно, что под такую продуктивность и кормовую базу надо иметь соответствующую. Поэтому в последнее время, чтобы увеличить питательность рационов, здесь активно вводят в севооборот бобовые культуры. Вику и горох сеют в смеси с зерновыми на сенаж. Многие по примеру «Ирмени» стали сеять бобы как в чистом виде, так и в смеси с кукурузой.
В среднем по району планируют заготовить 42,9 центнера кормовых единиц на условную голову. Еще недавно такая кормообеспеченность была предметом гордости передовых хозяйств страны. И вот целый район намерен выйти на такой показатель. Следует заметить, что и в прошлом году ордынские буренки были хорошо «заправлены» на зиму — каждой заготовили по 41,7 центнера кормоединиц. Поэтому планы нынешнего сезона вполне реальные. К проблемным можно отнести лишь два хозяйства района — «Пичуговское» и «Пролетарское». В одном из них нет пока эффективного собственника, в другом инвестор не развернулся в полную силу. Наиболее высокой кормообеспеченность будет в племзаводе «Ирмень». Немного меньше — около 45 центнеров кормовых единиц на условную голову намерены заготовить в акционерном обществе «Шайдуровское».
Это хозяйство четыре года назад вошло в состав холдинга САХО. Здесь, как и в других своих хозяйствах, новый собственник направляет усилия на создание эффективного производства. В растениеводстве освоена технология минимальной обработки почвы. В севообороте лишь паровые участки обрабатывают отвально. В прошлом году зябь была поднята исключительно культиватором. Причем все зерновые посеяны с внесением удобрений. Понятно, что для новых технологий требуются и новые машины. Год назад в хозяйстве появился трактор «Джон Дир» с полным набором современного почвообрабатывающего и посевного оборудования. Технику берут как импортную, так и отечественную:
— Если есть надежный культиватор КИТ производства завода НОЭЗНО или ростсельмашевский кормоуборочник «Дон-680», зачем переплачивать и брать импортные, — замечает директор хозяйства Виктор Головин.
В кабинете директора на стене — дипломы и почетные грамоты. В течение последних трех лет это хозяйство уверенно лидирует в растениеводстве по Ордынскому району. Вот грамота за высокую, вторую после «Ирмени», урожайность в 2007 году. А рядом награда за интенсивное, высокоэффективное использование пашни. В животноводстве, которое здесь намерены развивать, тоже намечаются изменения.
— Хотим переходить на круглогодовое стойловое содержание коров, — продолжает Виктор Валентинович.
Такая технология, по его мнению, обеспечивает эффективное использование кормов и более высокую продуктивность дойного стада. Но для такого содержания нужна крепкая кормовая база. Летом к зимнему рациону придется добавлять зеленую массу. Да и сам зимний рацион должен быть достаточно питательным. Для этого здесь и сеют однолетние травы как на сено, так и на сенаж, строго в смеси с бобовыми.
Заготовка кормов в «Шайдуровском» началась в последних числах июня. Не успели развернуться — дождь.
— Четыре дня только и поработали. Сейчас прессовать нет смысла — сено сырое, — разводит руками Александр Дегтярев.
Он впервые работает на кормозаготовке. До этого двадцать лет был водителем. Нынче пересел на трактор — платят больше. Тягач ему достался еще тот — из ветеранов. Зато пресс-рулонный подборщик с нуля. Говорит, что неплохой агрегат, хотя и не без недостатков. А вот от новенькой импортной косилки-плющилки все в полном восторге.
— Валок практически в течение двух дней подсыхает. Хороший эффект дает. И качество кормов улучшается, и сроки уборки меньше, — замечает бригадир-учетчик Сергей Яремако. — На новое оборудование вся надежда. Ожидаем, что за счет него сенокос проведем быстрее и качественнее, чем в прошлом году.
Но главное, чему мы порадовались в этом хозяйстве, — молодой агроном. Отчество и фамилия его свидетельствовали о том, что перед нами сын директора акционерного общества. В прошлом году Сергей закончил Новосибирский аграрный университет и приехал работать в родное село. Почему выбрал эту профессию? Неужели на примере отца не видел, какая она трудная? «По примеру отца и выбрал», — серьезно ответил Сергей Викторович.
За год в своей специальности не разочаровался. Любит он и поле, и людей, с которыми работает. Но… Тут разговор зашел на самую больную тему.
— Молодежь в село не возвращается. У нас все механизаторы предпенсионного возраста, — горячится директор. — Пять человек через два-три года пойдут на пенсию. Кто их заменит?
И это притом, что холдинг нынче в два раза поднял заработную плату тем, кто работает с землей. Сейчас в среднем механизаторы здесь получают по году до пятнадцати тысяч рублей. А в сев и уборку и того больше. Но с городом конкурировать и сейчас хозяйство не в состоянии. Буквально в прошлом году уволились два хороших специалиста. Один новый «Дон-680» получил. Но это его не остановило. О возврате даже не помышляют.
— Надо кардинально решать кадровый вопрос на селе, — поддерживают своего руководителя мужики. — Строить жилье, поднимать зарплату, и специалисты сами придут.
— У механизаторов нет возможности заниматься домашним хозяйством. Они должны отдавать себя производству, — продолжает Виктор Валентинович. — Поддерживаем как можем, — даем фураж, помогаем в сенозаготовке.
— Это везде так: в деревне работать трудно, зарплата маленькая, жилья нет. Дети заканчивают восьмилетку, потом куда их? Еще ребенок на ноги не встал, отправляем доучиваться в школе в Ордыское, а потом еще пять лет — в институте. Это сколько же средств надо, чтобы ребенку образование дать, — вновь вступают в разговор остальные. — Кружков в школе нет, чтобы развивать детей. А ребятишки у нас очень способные.
Что ж, эта проблема, действительно, остается главной на селе. И, чего греха таить, у молодого агронома сейчас нет ни квартиры, ни работы для жены. Надолго задержится он здесь? Хотя парень толковый. Да и опыт есть у кого перенять: отец работал агрономом. Уж батя-то сделал бы из него настоящего специалиста.
…В дождь механизаторы тоже не сидят без дела. Хоть и готовили они своих «коней» на совесть зимой к сенокосу, только по мелочам всегда есть что подшаманить, подтянуть. Поэтому занимаются сейчас мужики ремонтом. А чуть проглянет солнышко, и звено готово выйти в поле.