USD 105.0604 EUR 110.4943
 

На Сухонькой гриве жарко!

Владимир ПАЛЬЧИКОВ. Фото Александра БУШМАКИНА.
129-09.jpg
129-09.jpg




В бригаде боевой дух, настрой на ударную работу. Есть намерение готовить за световой день (примерно до десяти часов вечера) не четыре сотни центнеров, а раза в полтора больше. Прямая заинтересованность кормозаготовителей присутствует. После того, как они закроют дневное задание, имеют полное право поработать на себя, метать стожки для личного подсобного хозяйства. Причем с первого дня сенокоса, а не тогда, когда будет выполнено сезонное задание для всего акционерного общества, которое составляет почти 25 тысяч центнеров. К тому времени, когда оно будет закрыто, а случится это наверняка уже в августе, травы застареют, загрубеют. А разве это надо? Свой скот, свою коровку селяне тоже любят и, пожалуй, покрепче, чем общественную, принадлежащую акционерному обществу.

Есть еще один стимул работать хорошо. Как и положено перед сенокосом, состоялось рабочее собрание колллектива, на которое съехались кормозаготовители со всех участков: поселка Майского, сел Новоалександровка, Яркуль-Матюшкино. Обговорили все мелочи. Механизаторов интересовало: а как в хозяйстве с горючкой? Цены на солярку, бензин, масла снова подскочили, уже в который раз только за нынешний год. Однако начальство авторитетно заявило: никаких тревог и опасений не может быть. Горючки припасено вполне достаточно. Сделано это заранее, по более низким ценам. Хватит не только на сенокос, но и на уборку пропашных, озимой ржи.

Кстати, этой культуре яркульматюшкинцы уделяют большое внимание, сеют ежегодно до тысячи гектаров ржи и крупно выигрывают. В первую очередь потому, что заранее настраивают хлебоуборочные агрегаты. Да и потому, что рожь дает прекрасный урожай, «подтягивает» основную продовольственную культуру — пшеницу, и оттого средний урожай по хозяйству обычно самый высокий в Усть-Таркском районе.

А еще на собрании было заявлено, что правление акционерного общества выделяет для поощрения кормозаготовителей в качестве дополнительного вознаграждения порядка 350 тысяч рублей. Об этом торжественно обьявила главный бухгалтер Мария Воробьева. Шапки в воздух механизаторы от радости не бросали, но тем не менее настроение у них заметно поднялось: лишний рубль в крестьянском хозяйстве всегда сгодится.

А мы, пребывая на гриве Сухонькой, продолжаем знакомиться с членами бригады. Косари Александр Шелестунов, Ждановы — Александр и Сергей. У всех косилки-двухбруски.

— Прошу обратить внимание на тот факт, — замечает бригадир (он, как вы помните, Александр Жданов — отец). — Наши косари создали широкий фронт работ для бригады. Травы скошены более чем на двухстах гектарах. Есть где развернуться.

Тут же уточняет, что травы культурные — костер безостый. Еще на лугах акционерного общества есть люцерна, но, к великому сожалению, преобладают естественные сенокосы. Для того чтобы постоянно, из года в год, обновлять посевы, нет средств, хотя хозяйство не так уж бедно живет.

Говорим и об урожайности. Что дает с гектара тот же костер безостый? В пределах 10 — 15 центнеров сена. А вот естественные намного меньше — три-четыре центнера. Да и в более благополучные годы они давали не больше.

Копнителем управляет Геннадий Терентьев. Василий Елистратов имеет в свом распоряжении трактор новой модификации. Это шестицилиндровый «Беларусь-12-22». Мощность его 130 лошадиных сил. Елистратов вывозит арбы с сеном с гривы на фуражный склад. Он на пенсии, самый старший в бригаде, но смотрится молодо, гордится техникой.

— Машина — зверь! — говорит Василий Федорович. — Смотрю на нее и не нарадуюсь.

Как наверняка стало понятно читателю, яркульматюшкинцы не скирдуют на гриве: сено немедленно доставляют к местам зимовки скота. Проще говоря, на фуражный склад. Естественно, кроме тех стогов, которые механизаторы ставят лично для своих подворий. Получат эти корма они совершенно бесплатно: заплатить придется только за вывозку на подворье ко двору.

Беседуем с Иваном Мартыновым. Он в процессе сенозаготовки вроде бы не участвует, но тем не менее без него не обходится ни один механизатор. Мартынов, слесарь-наладчик. Тут же рядом его трактор МТЗ-80 с походной сваркой.

— Всегда начеку, — с гордостью говорит он. — Чуть что — сразу за дело. Поломки устраняем на месте, чтобы не гнать технику в село.

Еще просил бригадир Жданов обратить внимание на вагончик, который стоял на краю гривы. Для чего он? Для отдыха механизаторов?

Посмеялись от души: отдых в страдные дни? Такого не бывает! Вагончик предназначен для ночного сторожа, который наблюдает за техникой, чтобы не разграбили, не раскурочили. Это опять же для того, чтобы не гнать ее на ночь в село, не жечь горючее.

А так как день клонится к вечеру, едем мы на весовую, чтобы узнать результат дня.

— Уже привезено и заскирдовано более трехсот центнеров, — говорит весовщица Валентина Алексеева. — Но времени у кормозаготовителей еще много. Сделают норму наверняка. И сверх нее повезут. А корма у нас на строгом учете, скота много.

Скота в самом деле здесь много — более двух тысяч голов, в том числе 720 коров. В благополучные времена было 650. Скоро механизаторы, убрав корма на гриве Сухонькой, переедут на другую — Киргизскую — и будут менять место дислокации до тех пор, пока не закроют план.

Фотографии статьи
129-10.jpg