Демократия прав и обязанностей
Сегодня расскажем о заседании двух секций — «Наша демократия» и «Экономика. Технологии лидерства».
О влиянии чиновничества
На обсуждение в «Нашей демократии» пришел председатель высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов. Для него важно, что тут разговор шел в целом о развитии политической системы. По его мнению, партии стали узнаваемыми, что, несомненно, влияет на мнение избирателей, их выбор. «Единая Россия» приняла решение развиваться как общественный институт, открытый для обсуждения широкого круга проблем. Для этого созданы три политических клуба — Центр социально-консервативной политики, Либерально-консервативный клуб политического действия «4 ноября» и Государственно-патриотический. К тому же форум «Стратегия-2020» планируется как постоянно действующая общественная организация.
В выступлении лидера единороссов всем понравилось его мнение о влиянии чиновничества на развитие демократии. За прошедшее время чиновничий аппарат вырос с одного миллиона до полутора, заметил Борис Грызлов. При этом число федеральных чиновников в регионах превышает количество региональных чиновников, выполняющих те же функции.
Модератор (ведущий) секции главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев ставил вопросы о демократии довольно «прикладным» образом. Отметив серьезность и масштабность задач, стоящих перед Россией, Валерий Александрович с некоторым сомнением вопрошал: готова ли вся система к их решению и, в частности, насколько эффективны демократические институты?
В целом вертикаль власти, по его мнению, довольно функциональна, но ряд проблем никак не решается без привлечения демократических ресурсов. Так, до сих пор нет определенности в экономической политике. Накоплен большой запас денег, при этом Минфин и МЭРТ придерживаются разных мнений относительно того, как ими распорядиться.
Вторая важная тема, которую предложил на обсуждение Валерий Фадеев, — образование. В последнее время оно не улучшается, а, скорее, ухудшается, и все чаще звучит предложение вернуться к советской системе финансирования. Противников такой позиции много, их мотивы: откуда возьмутся инновационные лидеры? Как их надо воспитывать и образовывать? Все это влечет за собой фундаментальные изменения в содержательной системе образования — это принципиально, а финансирование — вторично.
И цель, и средство
Заместитель директора института общественного проектирования Михаил Рогожников особо подчеркнул, что страна наметила свой политический план — достичь мирового лидерства. «...Концепция мирового лидерства предполагает открытую, привлекательную страну и общество самостоятельных людей, а не людей, сильно зависящих от государства, ожидающих от него помощи». Эту цель ученый понимает и как средство «борьбы против реакционных сил в нашем обществе». Демократическая модернизация, по его мнению, предполагает вовлечение в политику на всех уровнях власти разных общественных слоев, умение работать с коалициями этих слоев. И в конце концов этим коалициям нужно дать власть на законодательном уровне, уровне исполнительной власти. С политической активностью, и позитивной, и негативной, нужно учиться работать...
К сожалению, не удалось послушать одного из видных оппозиционеров власти главного редактора газеты «Завтра», писателя Александра Проханова, который также работал в этой секции. В перерыве он отвечал на вопросы журналистов и высказал свою принципиальную точку зрения на «Стратегию-2020». По мнению писателя, весь мир удивлялся достижениям плановой экономики Советского Союза и хорошо усвоил принципы долгосрочного планирования. Новая «демократическая» власть, отказавшись от такого хорошего наследства, ввергла страну в хаос, из которого сейчас мы пытаемся выкарабкаться. Александр Проханов предложил создать интеллектуальный центр, которому следует поручить разработку принципиальных направлений стратегического развития.
Гарантии против себя
Наши коллеги из газет и журналов, участвуя в дискуссии, высказывали самые резкие, самые яркие суждения. Так, главный редактор журнала «Профиль» Михаил Леонтьев, вспомнив дословный перевод «демократия — это власть народа», задался вопросом: является ли современная демократия народовластием? По мнению Леонтьева, демократия бывает либо цензовая, либо управляемая. Либеральная демократия является имитацией участия народа в общественно-политической жизни. Всеобщее наделение всех правами, не подтвержденное обязанностями, — это фикция. Леонтьев предложил вернуться к сословиям, которые должны выбираться осознанно, а не наследоваться.
Я так поняла этот тезис: если выбор пал на высшее сословие, то гражданин принимает на себя, кроме прав участия в управлении корпорациями, государством, и обязанности, например, финансирования каких-то социальных программ, общественных работ и забот.
Политолог, заместитель директора Центра международных и сравнительных исследований Северо-Западного университета (Чикаго, США) Георгий Дерлугьян определил демократию как систему, при которой государство «вынуждено давать гарантии против себя». По мнению заокеанского гостя, в России основная проблема — это «становление суверенной бюрократии». Бюрократия — это машина, управление которой требует колоссальной политической воли. Бюрократии нужен план действий, который может предложить «Единая Россия».
Политолог Глеб Павловский считает задачей политической партии построение эффективного лидерства. Именно партия и лидеры способны сдержать бюрократию.
Построение эффективного лидерства
«В последние годы наша страна неожиданно (возможно, кстати, и для себя самой) начала довольно активно развиваться по всем направлениям. И если все и дальше будет развиваться по такому сценарию, в ближайшие 10 — 15 лет Россия вполне способна стать одной из пяти ведущих экономик», — именно это заявление избранного президента Дмитрия Медведева, по существу, предопределило программу работы секции «Экономика. Технология лидерства».
В этой секции (ведущий Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей) речь шла о том, как Россия может стать одной из лидирующих экономик мира. Поставлена задача перемещения ее с седьмого места, которое она сейчас занимает в мире по ВВП, на пятое.
Согласившись с тем, что это вполне достижимая задача, участники секции акцентировали внимание на качестве экономического роста. А это прежде всего способность экономики генерировать инновации, способность адаптироваться к меняющимся условиям глобальной конкуренции и реагировать на вызовы и угрозы, которые исходят не только из классических угроз, связанных с возможным падением цен на нефть или с финансовым кризисом в мире. Это могут быть и неизвестные до сих пор риски.
Особую остроту имел спор о совершенствовании налоговой системы. Мечтали, на мой взгляд, о несбыточном: как налоговую систему превратить из фискальной в стимулирующую инновации и рост производительности труда.
Тяжелой оказалась и кадровая тема. При всеобщем дефиците любых рабочих экономика уже сейчас «делает заявку» на работника новой формации, который сам в состоянии не только осваивать новое оборудование, но и постоянно обучаться и повышать квалификацию.
Во-первых, повышение производительности труда
Александр Шохин в круге внесенных на обсуждение проблем особо выделил повышение производительности труда. Ведь даже в таком высокотехнологичном и развитом у нас секторе, как ракетно-космический, производительность труда в девять раз ниже, чем в странах ЕС, и почти в 30 раз ниже, чем в США.
Участники дискуссии сочли важным определиться с критериями лидерства, для чего необходим комплекс стандартов: технологических, социальных, финансовых, ведения бизнеса. Нужно не только освоить, внедрить уже имеющиеся сегодня международные стандарты, но и добавить к ним свои наработки, свое видение, которое и определит в будущем место России на международном рынке.
Директор центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ Ксения Юдаева поддержала эту мысль, уточнив, что «претендентов на лидерство в глобальном мире много, и поэтому очень важно, используя свои конкурентные преимущества, контакты с другими странами, искать и расширять свое место в глобальных технологических цепочках».
Презумпция невиновности предпринимателя
Глава «Деловой России» Борис Титов главным фактором, определяющим экономическое развитие государства, считает конкуренцию.
Простая концентрация капитала в крупных корпорациях, вполне оправданная в период выхода из кризиса, себя исчерпала, считает Титов. Сегодня невозможно активно внедрять инновационные производства без среднего и малого бизнеса, который наиболее мобилен и восприимчив к любым выгодным новациям. Развиваться этому сектору мешают структурные перекосы в экономике России, которые накопились за прошедшее время.
За время работы секции высказывались самые экзотические предложения вплоть до того, чтобы законодательно ввести принцип презумпции невиновности предпринимателя как меру борьбы с коррупцией.
Несмотря на разницу во взглядах, общее мнение заключалось в том, что за развитие экономики должен отвечать бизнес. А дело государства — создавать условия и находить стимулы для предпринимателей.