Другого пути не дано
Об этом съезде, в том числе о прошедших в его рамках восьми «круглых столах», «Советская Сибирь» рассказывала достаточно подробно. Алексей Акимович же вкратце напомнил об основополагающих тезисах, прозвучавших на съезде. В первую очередь — о необходимости и даже неизбежности инновационного пути развития нашей экономики. Вспомнили, конечно, и о состоявшемся накануне нашем, новосибирском «круглом столе», посвященном этой тематике. Академик Кулешов, выступивший вслед за Беспаликовым, подвел некоторые итоги этого мероприятия, отметив три главных, на его взгляд, момента.
Во-первых, важность инноваций для экономики Новосибирской области была признана задолго до того, как эта тема стала модной на федеральном уровне. Собственно, стратегия развития области до 2025 года фокусируется именно на развитие высокотехнологичных инновационных производств во всех отраслях экономики. Причем — и это уже во-вторых — стратегия не является застывшей догмой и открыта для любых полезных идей и нововведений. В-третьих же, на «круглом столе» не раз звучала мысль об исключительной важности мониторинга и оценки реализации принятой стратегии, и в связи с этим выделялась особая роль регионального отделения «Единой России».
С оценкой этой роли согласился и губернатор области Виктор Толоконский. Не просто согласился, но и выдвинул несколько дополнительных задач для партии.
— Для того, чтобы успешно и эффективно выполнять эти функции, нам необходимо серьёзно поработать над повышением авторитета власти, — подчеркнул он. — Партия должна стать некоей очищающей силой, борющейся с бюрократизмом, формализмом в работе, с коррупцией.
Объединяющим же, консолидирующим началом для общества должен стать патриотизм. И это тоже задача партии — в рамках еще более масштабной задачи формирования полноценного гражданского общества.
Кроме того, губернатор указал на необходимость более качественного, чем сейчас, научно-экономического прогноза. Что и понятно: чем точнее мы будем представлять себе будущее — тем эффективнее будут все мероприятия, связанные с планированием.
Был заслушан на совете и обширный доклад академика Кулешова о стратегии жилищного строительства. Эту тему он выбрал, поскольку жилищная проблема в России — одна из самых острых, и от её решения во многом зависит реализация многих других социальных и экономических программ. В ходе доклада прозвучало немало интересных выводов.
Так, было подсчитано, что за 2000 — 2008 годы, то есть период правления Путина, все основные экономические показатели выросли в среднем в 2—3 раза. Это в том числе касается и количества вводимого в год нового жилья — с 30 млн квадратных метров в год до 60-ти. Стоимость жилья выросла в… 10 раз, причем Сибирский федеральный округ — один из лидеров в этом плане. Кулешов попробовал «привязать» цены квартир к мировым ценам на нефть. И вот что получилось: в 2000 году средняя квартира в Москве стоила 200—250 тонн нефти (при тогдашней цене порядка 150 долларов за тонну). Сейчас такая же квартира стоит уже 800—850 тонн нефти при цене оной в 4—5 раз выше. Вывод один — цены на недвижимость в России не привязаны ни к чему, кроме ажиотажного спроса.
А спрос этот вполне объясним. Огромный провал в объемах вводимого жилья, наблюдающийся все 90-е годы, создал колоссальный дефицит жилых площадей. При нынешнем общем жилом фонде порядка 3 миллиардов квадратных метров стране требуется... ещё два. Причем понятно, что при нынешних темпах строительства упущенного быстро не наверстать. Нужно строить, как минимум, по квадратному метру в год на человека. Достижение именно этого показателя, по мнению академика, и ознаменует начало перехода страны к «новой экономике».