USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Лидеры реальные и мнимые

Валентина МАЛЬЦЕВА. Москва — Новосибирск.
081-11.jpg
081-11.jpg



Чтобы компактно рассказать об этом, приходится в одной публикации группировать идеи, высказанные на двух секциях.

Что такое инновации?
Выступая на съезде, президент Владимир Путин подчеркнул, что пробиться в пятерку крупнейших экономик мира надо не потому, что это престижно либо просто почетно, а потому что быстрое движение вперед — это единственный способ сохранить целостность и независимость столь огромной и богатой природными ресурсами страны, как наша.

Таким образом, президент недвусмысленно дал понять, что подоплека современной мировой политики — ресурсы, в том числе энергетические.

Добавим от себя, что «американская борьба за чистоту демократии» на самом деле обусловлена собственным жестоким экономическим кризисом, недостатком жизненно необходимых средств для выхода из него.

У нас, напротив, есть все, но лидерство в XXI веке будет не у того, кто имеет сырьевые сокровища, а у того, кто способен разрабатывать, внедрять, экспортировать высокотехнологичные, инновационные решения. Ими также славилась Россия, но что же не давало ей двигаться вперед?

Отвечая на этот вопрос, участники секции говорили об инновациях в самых разных сферах, в том числе (а может, и прежде всего!) государственного управления.

В частности, декларировались целенаправленная поддержка науки и научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, наращивание и государственных, и частных инвестиций. В числе инструментов называли обеспечение мотивации изобретателей, производителей, налоговые рычаги, единый, синхронизированный комплекс образования, науки, реального производства.

Вела секцию (в ходу было — «модератор секции») Ольга Дергунова, член правления Внешторгбанка.

По ее мнению, требуется именно вся мощь государства, чтобы помочь инновационному развитию.

У нас достаточно успешны атомная, водородная энергетика, био-, нанотехнологии. Но для того, чтобы они нашли широкое применение в экономике, нужен организованный спрос на приобретение инноваций. А это уже революция. Участник «круглого стола» вице-президент Российской академии естественных наук Сергей Капица об этом и говорил: реформы необходимы, чтобы Россия вышла на путь инновационного развития не через 50 лет, а в ближайшие 10 —15 лет, иначе достойное место на мировом рынке не занять:

— Очень сложная и неотложная цель — подготовить сознание людей, настроить их на инновационный путь развития. Для этого нужна революция подходов к системе образования. Необходимо активно подключать к этому процессу СМИ и такой мощнейший ресурс, как телевидение.

Своим путем
Член Общественной палаты РФ, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук высказался довольно резко о пути России.

Первый вариант, по его мнению, встраиваться в существующие высокотехнологичные цепочки. Второй — создание внутреннего мощного рынка высокотехнологичной продукции. И этот путь для России, как для одного из мировых научных лидеров, является основным.

Ученый назвал «прорывные» точки: наш ВВП по большей части связан с сырьевыми ресурсами, их продажей. Значит, в этой сфере есть платежеспособный спрос на инновации. Мы имеем очевидные конкурентные преимущества в атомной энергетике. Внедрение инноваций в этой области, по мнению ученого, существенно укрепит наши позиции на глобальном мировом рынке. Формирование внутреннего рынка академик связал с четырьмя действующими национальными проектами.

Роль государства — создать условия и стандарты, при которых наукоемкие технологии найдут спрос в стране. Например, проект «Доступное жилье». Представьте, что с завтрашнего дня все дома, которые будут строиться в рамках этого проекта, по принятым стандартам должны быть оснащены светодиодами, очистительными системами для воды на базе наномембран и т.д. Тем самым сформируется госзаказ на продукцию платежеспособного спроса.

Неизбежно разговор вылился в тему качества образования. Приведем лишь общее резюме полемистов секции: основной задачей обучения становится формирование дееспособного человека, который освоил достаточный объем теоретических знаний и знает, как их применить на практике.

За «круглым столом» работали также такие профи, как глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, генеральный директор госкорпорации «Роснанотех» Леонид Меламед (кстати, наш земляк). Он считает, что пока нет среды, в которой роились бы «бактерии», переносящие «заболевание» под названием «инновации» из науки в производство. Несмотря на то, что огромные деньги пошли в науку, по-прежнему нет этого механизма взаимодействия. Если так будет и дальше, можно считать, что деньги выброшены на ветер. Выход — в создании на базе университетов, Академии наук малых предприятий, специализирующихся на инновациях.

Политические амбиции
«Инновация» — не только успешное использование новых идей, ее отличительный признак — прибыльное воплощение их на практике. Но на секции меркантильные аспекты не акцентировались, куда важнее приоритеты лидерства России, ее экономические, а стало быть, и политические амбиции. Для их реализации нужна прочная база. Это прекрасно понимают в «Единой России», тому свидетельство — участие председателя Генсовета партии Бориса Грызлова в работе именно этой секции.

— Сегодня мы готовим закон о промышленной политике, где будет четко прописана роль государства в поддержке развития конкурентоспособных отраслей, в вопросах межотраслевого баланса и в размещении производственных сил по территории нашей страны, — говоря об этом, лидер «единороссов» не удержался от критики: — В России производительность труда почти в четыре раза ниже, чем в развитых странах Европы... Мы ориентируемся на создание госкорпораций в конкурентоспособных отраслях...

Опыт уже есть, но большая часть выделенных им средств — в банках. То есть деньги ушли не на развитие экономики, а на «саморазвитие» этих структур.

— Для того, чтобы считать нашу экономику инновационной, нам необходимо более четко сформулировать требования, которые надо предъявить органам исполнительной власти... Мы должны более бережно относиться к своим сырьевым запасам и принимать законы о глубокой переработке сырья, в первую очередь нефти, газа, леса, — как резюме прозвучали слова Грызлова: — Недопустимо более отставать в производственных отраслях, обладая передовыми технологиями. Иначе наше место — мировые задворки.

Глобальный мир и суверенная Россия
Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, вел секцию «Глобальный мир: амбиции суверенной России». Именно здесь страсти кипели так, что спорщики не только кричали друг на друга, но и разошлись позиционными врагами.

Зависит ли реальная политика от таких дискуссий?

Напомню, наша страна доказала, что ее развитие зависит даже от мнений, высказанных на собственной кухне.

Какие же идеи участники секции предложили съезду?

Если обобщить их, то было три позиции. Первая: мы часть глобального мира, поэтому нам нечего бояться. Вторая: мы часть Запада и должны осознавать себя соответственно. Третья: Запад никогда не позволит России иметь равные партнерские отношения, а Россия обладает уникальными параметрами, способна выработать собственную систему мироустройства.

Самый острый спор был по поводу того, надо ли нашей стране ориентироваться на одного сильного партнера и выстраивать отношения исключительно с ним или следует обратить внимание на нескольких партнеров, не боясь сотрудничать даже с теми, кто имеет различные взгляды на перспективы международного развития?

Столь же остро решался вопрос, что такое суверенитет — полное отстранение на мировой арене или все-таки возможность делегирования некоторых полномочий надгосударственным структурам. Участники секции высказали мнение, что даже если Россия и захочет делегировать часть суверенитета, например, по вопросам глобальной безопасности, нет уверенности, что наши партнеры воспримут это адекватно. Они лишь на словах готовы к выстраиванию нормальных отношений, а на деле зачастую не учитывают наших интересов.

Приятно было слышать выступление Максима Шевченко, который сказал о том, о чем все мы мечтаем: Россия должна занять прочные позиции в небольшой группе мировых держав, лидирующих как по уровню жизни населения, так и по уровню развития экономики. Наша страна должна совершить скачок в сфере новейших технологий и таким образом продолжить «гонку» за обладание новейшими типами вооружений, которые бы обеспечили ее безопасность. Ну и третье — это уже цитата из текста Владимира Путина — сделать Россию одной из самых привлекательных стран не только с точки зрения уровня жизни, но и наличия в ней возможностей для творческого и человеческого развития.

Два основополагающих условия лидерства
Глава фонда «Политика», член Общественной палаты Вячеслав Никонов отстаивал свою точку зрения: Россия одна из немногих стран на планете, способная вести на международной арене собственную игру. По мнению политолога, Россия, несомненно, сохранится как самостоятельный центр силы, но с собственным «цивилизационным» кодом — восточно-христианским в своей основе.

Его немецкий коллега, директор программ России и стран СНГ германского Совета по внешней политике Александр Рар предложил участникам дискуссии взглянуть на российские реалии и приоритеты с другой стороны. По его мнению, бывшие империи — Англия, Франция, Германия, Испания — интегрировались за последние 50 лет и таким образом отдали часть своего суверенитета, и живут лучше, чем когда-либо. Немецкий эксперт считает, что нам пора перестать конфликтовать с Западом, потому что «для вашей страны вызовы на Востоке и Юге гораздо опаснее».

По этому поводу сомнения не только у нас, простых обывателей, «подсевших» на китайские товары и еду.

— Все конфликтные ситуации, которые возникают в последнее время между Россией и странами ЕС, инициируются именно Западом, — резковато высказался главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков. — Мы не собираемся бежать за лидером, который направляется в тупик. У нас другая стратегия, собственные ориентиры... Россия — самостоятельный центр мировой политики, и нам не надо убеждать Запад в том, что мы лишь развивающаяся страна.

Здесь, за «круглым столом», был еще один узнаваемый лидер — мэр Москвы Юрий Лужков. Юрий Михайлович, по моим представлениям, управляет неким «государством в государстве» — нашей столицей. Все, кому там довелось побывать в последнее время, скажут: совсем другая жизнь, нежели у нас, в провинции. Но и это «государство» мучимо общей проблемой, о ней особо и говорил Лужков: страна не сможет претендовать на роль мировой державы без демографической самодостаточности. Уровень развития экономики и демографии — два основополагающих условия лидерства.

Не хочу показаться пессимистом, но этот тезис для меня прозвучал именно так. Чтобы поправить демографическую ситуацию в рамках «Стратегии-2020», уже сегодня нужен не рост, а рывок рождаемости.

Но, как ни горюй по поводу нашей «недостаточной» жизни, крепнет какое-то необъяснимое внутренне убеждение: Россия — реальный лидер, чего не скажешь о других «колоссах на глиняных ногах». Это подтверждается и числом желающих ругать нашу страну. Китайцы говорят: мертвую собаку не кусают.