USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Кыштовка: новый день

Зоя ТЮРИНА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
076-10.jpg
076-10.jpg




Три года назад мы отмечали юбилей района, и вот накануне торжеств я решил пересмотреть архивные данные и был приятно удивлен богатством позитивной информации. Какой там медвежий угол! Перед войной на территории района было 250 населенных пунктов, в них проживали 58 тысяч человек. На колхозных фермах содержалось 36 тысяч голов крупного рогатого скота. Историки спрашивают, почему от нас на фронт ушло больше, чем из какого-либо другого района, — 9 тысяч человек. Да потому, что Кыштовский район в то время был самым крупным в области.

Многое с тех пор изменилось. Тяжело наши хозяйства восстанавливались после войны, крепко потрепала политика «укрупнения», которая проводилась в шестидесятые годы, потом — лихие девяностые. Сейчас в районе 14 с половиной тысяч жителей, 54 села.

Надежда жива
— Что осталось неизменным, продолжает Николай Кузнецов, — так это удаленность от больших городов. Тут уж ничего не поделаешь, хотя в нашей «географии» можно обнаружить немалые плюсы. До нас, например, позже доходят соблазны и пороки цивилизации, провинциалы до сих пор гостеприимны, радушны, готовы помочь даже совершенно чужому человеку. Среди таких людей легко жить.

А минусы — все нам достается труднее, обходится дороже. В советские времена до нас не дошла очередь в строительстве дорог. А сейчас завезти любые стройматериалы — значит превратить их в золотые. В прошлом году с весны и вплоть до августа внутрирайонные дороги оставались совершенно непроезжими. Я уж не говорю об асфальте, даже щебеночное покрытие — большая редкость.

Но надежда выбраться из глухой провинциальности не иссякла. Тем более что она стала все реальнее подпитываться за счет областных и федеральных проектов. Два года назад сдана автотрасса Чаны — Венгерово — Кыштовка. И уже легче стало. В любую погоду есть связь с миром. В район пошли инвесторы. Хотя осторожно, но с большим прицелом на будущие объемы.

— А основа экономики района — сельское хозяйство?

— В основном да. Но тоже с поправками на «географию». Местность у нас лесистая, болотистая, так что традиционные отрасли сельской экономики стабильной прибыли не дают. Отдельным хозяйствам удается сеять зерновые, выращивать скот и при этом выживать, но не всем. А есть хотят все.

За годы реформ мы не раз кидались из стороны в сторону в поисках эффективных производств для нашей сложной территории. Чего-то универсального так и не нашли. В конце концов решили, что оно и не нужно. Пусть каждый занимается тем, на чем может реально зарабатывать. В итоге район наш разделился на пять производственных зон, у каждой из которых свой вид основной деятельности.

Западная часть района, которая примыкает к Омской области, наиболее благоприятна для земледелия и ведения молочного животноводства. Там меньше залесенность, легче достаются корма, повыше урожаи. Что тут менять?

А хозяйства северной части района даже в советское время, когда не считали деньги на горючее, удобрения и технику, получали не больше 5 — 6 центнеров с гектара. На таких урожаях сейчас не выживешь. И уже в 2007 году в Орловке, Бочкаревке и Колбасе зерно мы не сеяли. Замену нашли следующую. В Бочкаревке теперь разводят скот мясных пород, герефордов в частности. Начали с помесей, а теперь уже начинается чистая линия. В будущем хотим создать здесь племенное хозяйство.

Дело получается выгодное. Для примера скажу: в СПК «Кедр» себестоимость мяса в прошлом году вышла 28 рублей за килограмм.

В Колбасе занялись коневодством. Эта отрасль не требует больших затрат, кормовая база здесь хорошая, вплоть до декабря лошади пасутся на естественных пастбищах.

Кроме того, для этого хозяйства приобрели оборудование, пока простейшее, для переработки древесины. Надеемся, когда предприятие экономически встанет на ноги, оно будет расширяться, совершенствовать технологии. В Орловке тоже перерабатывают древесину: пилят брус, делают срубы домов, дачных домиков, бань. Дела идут, заказы поступают. Тут деревопереработкой занимаются предприниматели.

— Сформулируйте интерес местной власти в бизнесе. Как считаете, это нормально — настойчиво рекомендовать, принимать решение за деловых людей?

— Интерес у нас единственный: занятость населения, рост его доходов. Создание такой ситуации, чтобы у каждой семьи была возможность зарабатывать на жизнь. А насчет «настойчивых рекомендаций»... Мы не диктуем — это точно. Но почему не использовать возможности экономического управления, других специалистов администрации района, сельхозуправления, способных проанализировать ситуацию, предложить наиболее выгодные варианты разрешения проблем? Да, мы предлагаем заняться тем или иным производством, но ведь и помогаем: оформить кредит, подготовить бизнес-план и т.д. Я могу рассказать и о конкретной материальной помощи различным экономическим зонам района.

В последнее время заметно обновили оборудование на Верх-Таркском муниципальном молзаводе, куда сдают молоко СПК «Верх-Таркское», «Кулябинское» и ООО «Урман», «Майзас».

Здесь же создаем пекарню, которая будет выпекать хлеб на сыворотке. Верх-Тарка — дальнее село, 69 километров от райцентра, так что с реализацией проблемы не будет. Ну и, конечно, несколько дополнительных рабочих мест лишними не будут.

И так по каждой из пяти экономических зон. Определяем наиболее перспективный вид деятельности и помогаем запустить дело.

Время «Прогресса»
— Вы часто говорите «мы приобрели», «мы запустили производство». «Мы» — это администрация района?

— Нет, в данном случае — это ООО «Прогресс». Учредителями его выступили десять муниципальных поселений и муниципальный район. Работает «Прогресс» в интересах всего населения района. Это наш первый опыт активного участия в экономике.

Начальный капитал был небольшим — 9 миллионов рублей, но за счет этих денег и кредитных средств сделано уже несколько серьезных покупок. На территории СПК «Малокрасноярский» установлен модульный молокоперерабатывающий комплекс. Предприятие это тоже муниципальное, его продукция идет в школы, детские сады, больницы, магазины. Производство уже действует. Пока выпускается только молоко, на очереди кефир, сметана, творог. Надеемся, что наша продукция будет успешно конкурировать с привозной. Достоинства у нее большие: низкая цена, высокое качество.

Для СПК «Воскресенский» куплен мини-завод по переработке льна, который здесь выращивается. Предприятие будет выпускать паклю: в стране активизировалось строительство, так что с реализацией проблем не будет.

Для АТП приобрели комфортабельный автобус на маршрут Кыштовка — Новосибирск. И дела пошли. Если в 2006 году Кыштовское АТП заработало 5 миллионов рублей, то в 2007-м — уже 12 миллионов. Автобус быстро себя окупил, предприятие получило возможность повысить заработную плату.

Основная же цель ООО «Прогресс» заложена в его названии. Мы создаем площадку для продвижения в хозяйства района передовых технологий, современной техники и оборудования. Чтобы у руководителей перед глазами был пример, который отметет их страхи перед возможными рисками. А боятся они в первую очередь банковских кредитов: мол, вдруг не потяну, что тогда, конец? Но если не рисковать — тут уж точно придет конец. На допотопной технике, которая ежегодно миллионы съедает на ремонте, горючем, огромных потерях продукции, далеко не уедешь. А взял кредит, обновил парк — и у тебя появился шанс не только выжить, но и решительно шагнуть в новый день. Добиваться весомых экономических результатов, платить людям достойную зарплату.

Сейчас рисковать можно. Во-первых, наступает определенность в законодательстве, во взаимоотношениях власти и сельского товаропроизводителя. Государство дотирует покупку новой техники, племенного скота, распашку залежей, обработку паров и т. д. Во-вторых, помощь эта стала ощутимой. Посмотрите на примере СПК «Малокрасноярский». Завод берет у него молоко по восемь рублей за литр, губернаторская дотация составляет четыре с половиной рубля, и в итоге хозяйство получает 12,5 рубля за литр. Это уже хорошие деньги, не правда ли? За год этот СПК получил в качестве дотации три миллиона рублей. Конечно же, мы всех убеждаем: надо воспользоваться благоприятной ситуацией и сделать рывок.

Так вот, ООО «Прогресс» призван пойти первым. Берем брошенные земли вокруг райцентра, распахиваем, засеваем и получаем зерно для продажи личным подворьям. В прошлом году вернули в оборот 350 гектаров залежей, нынче надеемся засеять около двух тысяч. Из техники уже приобрели современный посевной комплекс, опрыскиватель, кроме того, элитные семена. Сейчас заказали кредитные ресурсы на покупку двух высокопроизводительных тракторов, дискатора.

— А сельские муниципальные образования участие в экономике принимают только уставным капиталом в ООО «Прогресс»?

— Бывает, что и напрямую участвуют в производстве. Там, где хозяйство ушло в небытие — а такое тоже есть, — экономику подхватывает местная власть. У нее ведь выбора не остается, иначе хоть село «распускай»: нет работы, негде купить корма для личных подворий. Глава МО в такой ситуации создает сельскохозяйственное МУП, то есть становится его учредителем. Например, в Еремино в таком МУПе работают сорок человек. У нас даже женщина, глава МО «Черновский сельсовет» Зинаида Михайловна Мизгирева, создала МУП. Предприятие в Черновке сеет зерновые, держит скот. А недавно приобрело пилораму, будет заниматься переработкой древесины.

Можно сказать, что суровая жизнь заставляет муниципалов заниматься экономикой — как людей бросишь? Но я не однажды слышал и такой довод: интересно! Время такое настало, что дает шанс инициативным, деятельным людям. Шанс изменить сельскую жизнь, сделать ее стабильной и надежной. А кем окажутся эти деятельные люди — хозяйственниками, предпринимателями или представителями власти, — большой роли не играет. Главное — они должны повести за собой, подарить людям надежду.

Фотографии статьи
076-11.jpg
076-12.jpg