На высшем уровне партийности
Философский пароход
Прежде всего — об удивительном. Нарушены все прежние «съездовские» и «совещательные» традиции.
Чем они меня поражали? Партийные ли деятели, чиновники, выступая по актуальным вопросам, говорили не о решениях, которые нужны, чтобы исправить недостатки нашей жизни. А старательно перечисляли их, словно бы говоря нам: мы знаем, что вас мучает, мы помним, мы стараемся помочь. Такой алгоритм управления действует до сих пор безотказно: люди успокаиваются — там, наверху, все известно, значит, что-то будут предпринимать... В такой анестезии общество пребывало довольно долго, потом просто перестало обращать внимание, устав от политической риторики, тем более что знание ее основ уже не требуется ни при сдаче экзаменов, ни для вступления в комсомол.
«Единороссы» избрали другой формат, который невольно напомнил один исторический факт.
...В начале века революционная власть посадила около трехсот видных ученых на «философский» пароход да и отправила их в длительную командировку за рубеж с билетом в один конец. Интеллигенция, понимающая свое призвание в оппозиционности власти и защите «маленького человека», оказалась не только ненужной, но и вредной для строительства нового государства.
Ныне правящая партия поступила наоборот: собрала ученых на свой «пароход» под названием «Форум «Стратегия-2020», вписав его дискуссии в программу съезда. Происходящее на дискуссионных площадках доходило не только до повышенных тонов, некоторые участники разошлись «врагами», каждый исповедуя свою истину о том, каким путем должна идти Россия далее.
Председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, подводя краткие итоги форума, пообещал, что он станет постоянно действующим, а три клуба партии — Центр социально-консервативной политики, клуб «4 ноября», Государственно-патриотический клуб — обеспечат широкую дискуссию по общественно-важным темам.
Таким образом, «Единая Россия» заявила о себе, как о мозговом центре реализации «Стратегии-2020». На одноименном форуме, его восьми секциях обсуждались ключевые проблемы современной российской жизни. В дискуссиях участвовали люди, никак не связанные с партией: глава «Евросети» Евгений Чичваркин, режиссер Кирилл Серебренников, экс-руководитель российского офиса Microsoft Ольга Дергунова и многие другие представители современного российского истеблишмента.
Партизация власти
Самим фактом участия в съезде избранный президент Дмитрий Медведев заявил: опираться в предстоящей деятельности он будет именно на эту партию.
То, что Дмитрий Анатольевич остался вне партийных рядов, было названо логичным. И лишь немногие обратили внимание на оговорку: «пока я считаю это преждевременным». Пока...
Таким образом, после 7 мая страна получит принципиально новую конструкцию российской власти, в которой новый президент опирается на «Единую Россию», действующий президент занимает должность председателя партии и премьер-министра одновременно, а сама «Единая Россия» представляет, как минимум, 60 процентов населения, которое отдало ей свои голоса на выборах. Она контролирует конституционное большинство в нижней палате парламента страны и почти все парламенты регионов.
«Путин соединил в своей будущей работе две важнейшие статусные политические позиции — премьер-министра и лидера ведущей партии. То есть ключевые позиции в исполнительной и законодательной власти страны, — такой комментарий дал журналистам в перерыве съезда главный редактор журнала «Политический класс» Виталий Третьяков. — Это очень жесткая политическая конструкция, которая гарантирует стабильную реализацию того курса, который принято называть курсом Путина. А поскольку курс этот успешный и его поддерживает большинство населения, что подтвердили опять же результаты последних парламентских и президентских выборов, такое развитие событий можно только приветствовать».
Съезд ясно продемонстрировал, что наша традиционная российская проблема преемственности власти, которая совсем недавно многим казалась неразрешимой, может принять вполне благопристойный вид. Это гарантирует стабильность, а в обозримом будущем — предсказуемость политической ситуации.
Кого коснутся новые реформы?
Задачи власти, стоящие перед будущими лидерами — президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, теперь ясны. А что будет с партией, которая укрепила свои позиции, заявила о расширении зоны ответственности? Будет ли она ограничиваться только функциями крупнейшей фракции в Государственной думе?
Сами «единороссы» не раз намекали, что ждут серьезных перемен.
Недвусмысленно заявил об этом на съезде Владимир Путин:
— Партия должна реформироваться. Собственно говоря, сейчас это и происходит на наших глазах. Она должна стать более открытой для дискуссий и мнений избирателей.
Если исполнительная власть требует реформ общественной организации, то ее лидер Борис Грызлов с трибуны съезда задает вопрос власти:
— Готов ли государственный аппарат к решению новых задач? Нельзя сказать, что административная реформа достигла всех своих целей. Наблюдаются перекосы и на практике.
В качестве примера докладчик привел сложившуюся систему наказаний, когда на первое место ставится не помощь людям, а наказание... «Как будто государственная машина объявила войну своему народу! Но мы с вами понимаем, что это не так!».
Кому служит элита?
Одна из тематических секций форума «Стратегия 2020» называлась так: «Новые элиты России». В дискуссии участвовали бизнесмены, управленцы, политики и представители экспертного сообщества.
Ведущие секций назывались, как принято сейчас, «модераторами дискуссионных площадок». На данной работал со своей группой известный предприниматель Евгений Чичваркин.
Кочуя от одной площадки к другой, я именно эту обходила стороной, полагая, что вряд ли наш читатель захочет прислушиваться к мнению тех, чья «элитарность» все еще остается под вопросом в общественном мнении россиян.
— По себе знаю, что к коммерсантам в народной среде отношение отвратительное, — сказал Евгений Чичваркин, тем не менее рассчитывая, что бизнес вправе претендовать на возможность формирования общественного мнения. — За 17 лет после кардинальной смены формации в России сообщества, которое формирует общественное мнение в стране, нет. Между тем в любом развитом государстве есть лидеры мнений, которые формулируют определенную позицию по тому или иному вопросу и активно ее транслируют.
Представители состоятельного класса считают, что российские элиты не имеют объединяющих принципов. Это разные люди с полярными мнениями. Они ищут свою роль в обществе, чтобы иметь сильный голос, большую влиятельность на процессы, прогнозируемые до 2020 года.
Элитой они называют тех, кто многого достиг в жизни, кого волнует судьба России, кто мыслит глобально, масштабами страны, а не только своего «колбасного цеха».
Бедные нам не нужны
— Если мы выбрали капиталистический путь развития, то пора, наверное, уже избавиться от «совковых» подходов, смириться с тем, что поровну уже никогда не будет, каждый получает пропорционально своей активности и талантам. Бедные нам не нужны — примерно так можно определить лейтмотив мнений участников экономического блока секций «Стратегии-2020».
Общественно-экономическая формация должна быть представлена 80-ю процентами среднего класса и 20-ю процентами богатых. Нужно создать условия, чтобы человек мог реализовать свои таланты, возможности и навыки для роста. Люди, которые работают или вышли на пенсию, должны получать средства, достаточные для нормальной жизни. А тех, кто не хочет ничего делать, не нужно кормить за счет всех остальных. Их пора снимать с шеи государства, а освободившиеся средства тратить более эффективно.
Цели государства и бизнеса должны совпадать в главном: для тех и других важно самочувствие россиянина, его уверенность в завтрашнем дне.
...Да не скоро дело делается
Говорить-то все давно научились. «Зазор» в том, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Борис Грызлов объявил своим однопартийцам, что «с новым форматом съезда откроется и качественно новый этап партийной работы».
Ее приемы и механизмы, видимо, предстоит отрабатывать адекватно стоящим перед страной проблемам. Их партия фактически «приватизировала», объявив как зону своей ответственности.
— Обращаю ваше внимание, — сказал своим коллегам Борис Грызлов, — ответ на вопрос, почему инфляция продолжает расти, граждане нашей страны требуют уже от партии, а не от Минфина.
Удивила лексика докладчика, такие обороты его речи, как: «Страна, соскочив с нефтяной иглы, не должна лечь под капельницу других монополий» — это о неконтролируемом росте цен на продовольствие и другую отечественную продукцию. Или: «В стране нет еще достаточного спроса на мозги» — эта фраза прозвучала, когда докладчик обратился к теме технологического перевооружения промышленности. «Не имея своих технологий, придется работать на чужих. Причем работать на чужих придется и в прямом, и в переносном смысле этого слова». «Вилки» в законодательстве позволяют взяточникам есть икру ложками! Чем меньше будет «вилка», тем меньше будет и ложка!»
Как говорится, ловим на слове: законы пишутся Государственной думой, и первое, что предстоит ей сделать, провести ревизию законодательных актов, чтобы «вилки» перестали быть холодным оружием коррупции.
Критика пронизывала буквально все разделы доклада: «создавая Инвестиционный фонд, планировали активно использовать эти деньги, но они на 90 процентов остались невостребованными», «от плохого состояния дорог экономика теряет более 1,8 триллиона рублей ежегодно»...
Денег много, как их тратить
В течение последних двух лет продолжала увеличиваться пропасть между самыми бедными и самыми богатыми. В абсолютных величинах этот коэффициент вырос с 14,8 до 15,6. Такие данные приводили не раз комментаторы «съездовских дней».
К сожалению, не пришлось получить информацию о росте государственных расходов. Но по косвенным примерам мы можем судить, что и тут «кошелек» не тощает.
Борис Грызлов — с таким примером:
— К сожалению, те, кто приходит служить в армию после окончания учебных заведений на офицерские должности, зачастую не выслуживают положенный срок — 20 — 25 лет, а заканчивают службу через четыре-пять лет. ...Чтобы численность офицерского состава поддерживалась на должном уровне, просто готовят в три раза больше специалистов. А не правильно ли было бы средства, которые идут на подготовку тройного комплекта офицеров, направить на повышение заработной платы тех офицеров, которые уже закончили вузы? Тогда, возможно, они будут служить положенные 20 — 25 лет.
Таким образом, факт участия богатых в партийном съезде свидетельствует о том, что их деньги нуждаются во внимании власти. Власть нуждается не столько в деньгах, сколько в опыте богатых тратить. Ведь богатеют не потому, что умеют добывать деньги. Такие способности есть у большинства людей. Но только 10 процентов из них умеют разумно распорядиться своим капиталом.
* * *
Итак, государство возвращает себе функцию межотраслевого планирования. Декларируя инновационный путь России, съезд, надеюсь, имел в виду не только научную и промышленную сферу. Страна нуждается и в социальных инновациях, иначе среднего класса у нас никогда не будет.
Сегодня одних только бумажных отчетов о своей деятельности малое предприятие сдает 4,5 килограмма.
Нужна громадная политическая воля, чтобы переломить негативные социальные тенденции и ускорить формирование среднего класса. Такая воля демонстрировалась на съезде представителями высшей власти, вселяя надежды на то, что будет реализована молодым президентом, опытным премьером и достойной поддержкой партийной общественности.