Они тоже будут учиться
Называется программа «Тропинка». Вывели детей на тропинку, показали направление, и дальше они уже пойдут самостоятельно.
Сейчас в «Тропинке» занимаются 77 детей, это шесть групп. А на прошлой неделе добавилась еще одна, совершенно особенная — для детей с ограниченными возможностями. По сути, это новый проект, и пришлось многому учиться, создавать новые, более комфортные условия, духовно и профессионально готовиться к встрече с необычными учениками.
Как уверяет директор ДДТ Людмила Илющенко, волновались страшно:
— Накануне открытия группы, уже вечером, все специалисты собрались у меня в кабинете. Сообща пытались просчитать варианты ситуаций, которые могут возникнуть в первый день занятий, исключить возможные промахи. Нам ведь очень хочется оказать этим детям реальную, ощутимую помощь. Отсюда и страхи: удастся ли установить контакт, создать не только теплую, душевную атмосферу, но и рабочую.
«Давай не уйдем!»
Страшиться этому коллективу, собственно, нечего. Уже много лет педагоги Дома детского творчества занимаются с детьми-инвалидами на дому. Учат рисовать, мастерить всевозможные поделки, петь. Их ученики принимают участие во всевозможных конкурсах и выставках, устраиваемых обществом инвалидов и управлением соцзащиты. И дети довольны, и их мамы.
Правда, те развивающие занятия проводятся на дому, в привычной для ребенка обстановке. Теперь же предстоит решить задачу другого уровня сложности. Если все сложится, как задумано, двенадцать «особенных» малышей, пришедших в «Тропинку», через год-два пойдут в обычную школу. Значит, получат такое же образование, как их здоровые сверстники, научатся жить в их среде. Для родителей это самая драгоценная мечта! Но чтобы она сбылась, надо сейчас как можно больше сократить разницу между «особенными» детками и их будущими одноклассниками. Этим и взялась заниматься «Тропинка».
С инициативой выступили, конечно, мамы детей-инвалидов. Они хотели, чтобы дети получили возможность общаться, играть со сверстниками, развиваться интеллектуально. Просили определить место, дать квалифицированную помощь. Но потом, когда к решению подключился глава Куйбышевского района Виктор Функ, цель усложнили: организовать не только клуб общения, а группу подготовки к настоящей школе. Дать шанс на полноценную жизнь.
Готовились основательно: купили модульное оборудование, прикрепили к группе опытных специалистов — педагогов, психолога, логопеда, врача. И дело пошло!
Для начала устроили настоящий праздник. Поздравить малышей, их родителей и педагогов пришли руководители района, управления образования, социальной защиты. Было весело и легко. А дети оказались добродушными и вполне коммуникабельными. Даже мальчик с диагнозом аутизм доверчиво протянул свою ладошку учителю. Играли, веселились.
А расходились с трудом, со слезами. Маленькая девочка «шантажировала» свою маму: «Давай не уйдем! Я хочу тут жить!»
А судьба-то милостива!
Совершенно не стоит перечислять диагнозы, ошибки природы или врачей, которые свалились на эти маленькие головки. Да и не каждая мать станет на эту тему разговаривать с посторонним человеком. Они привыкли оберегать свои любимые чада от чужих глаз. Многие сразу предупреждают: ни в коем случае не называйте фамилию и чтоб моего ребенка не было на фотографии. Пришлось на их глазах убирать с фотоаппарата «лишние» кадры. Рассказывал тот, кто сам хотел рассказать.
Первой «слово взяла» Галина Куклина:
— Максим родился с косолапостью на обеих ногах. И пошло: врачи, больницы, диагнозы. Мы усиленно лечились, до года мальчик был в гипсе. Но ничего не помогло, пришлось делать операцию. Сейчас уже ходит, только нужна ортопедическая обувь. В садик не берут, сидит дома с бабушкой. Ребятишки во дворе в свои игры его не принимают — не такой, как все… Но у нас не пропадает надежда исправить ситуацию.
Подобная история или еще горше в каждой семье, где растет ребенок-инвалид. В разных стадиях реабилитации находятся дети, разный уровень достатка в семьях... Но одинаково сильно у всех желание сделать своего «особенного» самым что ни на есть обычным.
Для матерей в ДДТ тоже устроили комнату отдыха. Пока дети занимаются, можно расслабиться, поговорить. Сегодня второе занятие, и женщины как-то успокоились. А вчера директор ДДТ Людмила Илющенко только и курсировала между классными комнатами и родителями. И они каждый раз бросались к ней с вопросами:
— Ну, как там мой?
— Рисует.
— Не плачет, домой не просится?
— Нет.
— Ну надо же…
Все женщины знакомы между собой и давно на «ты». Летом служба соцзащиты устроила сезон отдыха для «особенных», вместе с детьми там находились и мамы. Месяц общались, сдружились и решили сообща бороться за будущее своих детей. Настраивались, что воевать придется. Не пришлось. Их поддержали сразу.
Это только начало
Выступая на открытии группы, Виктор Функ сказал: «Это только начало». Уже есть планы по развитию программы, потому что потребности в ней большие. В районе 207 детей-инвалидов, а не способных обучаться — чуть больше двадцати. У остальных интеллект сохранен, и при определенной помощи они могут учиться, а в дальнейшем, значит, работать, иметь достойный уровень жизни.
В самом скором времени начнутся занятия и с родителями детей-инвалидов. Им тоже ох как нужны и помощь психолога, и регулярные консультации специалистов, работающих с их детьми. Да и просто полноценный отдых. В разговоре с одной мамой мелькнуло выражение «слить боль». Ее, душевной боли, накопилось столько, что в одиночку и носить уже невозможно.
Но помощь обещана. В Куйбышев приезжал известный педагог, автор эффективной методики по работе с такими детьми Алексей Бороздин. Он провел семинар и заверил, что специалисты его центра готовы взять шефство над «Тропинкой»: не только консультировать, но и непосредственно участвовать в процессе реабилитации. Возможно и глубокое обследование детей в самом центре Бороздина. Рука об руку с группой пойдет врач детской поликлиники. Будут добыты другие специалисты, если в них появится нужда.
Остается сказать: «В добрый путь, дети! До встречи в школе!»