Ноу-хау деревенского масштаба
С детства вихрастый, белобрысый, Пашка любил наблюдать, сидя возле деда Андрея, как тот вырезал из березы удивительно красивые и такие нужные в хозяйстве вещи. Возле деда непоседа Пашка мог просиживать часами, наблюдая, как из его умелых рук появляется красавица поварешка с гнутой ручкой. А вскоре мальчишка и сам приобщился к искусству вырезания из дерева.
Умер давно дед. Пашка, уже Павел Петрович, уважаемый человек, стал известным в селе мастером по дереву. Более всего в свободные от хозяйства часы любит вырезать шайки для бани, ковши, жбанчики для кваса, поварешки, ложки.
Однажды, еще в молодости, Павел Петрович, возвратившись с посевной, застал жену Марию в слезах. Оказывается, она, надоив почти ведро молока от своей Зорьки, собралась уходить, как корова, неловко переступив, опрокинула ведро…
— Вот незадача, — поскреб затылок Павел и, как и следовало ожидать, нашел ответ, то есть выход из положения. — Не плачь, Мария, сделаю тебе комплект для дойки, какого ни у кого нет. И ведро будет всегда чистое, стоять в нише, и скамеечку к ней прикреплю для устойчивости, и от дойки спина не станет уставать, — так проговорил муж заулыбавшейся Марии и принялся за воплощение своей задумки, предварительно сняв мерки с жены.
Через три дня позвал он супругу в коровник и продемонстрировал, как пользоваться изобретением: сам обмыл вымя Зорьке, присел на гладенькую скамеечку, поставил в нишу ведро и подоил удивленную, но очень смирную, привыкшую и к рукам хозяина, корову. Когда закончил дойку (вот незадача с этими женщинами), Мария опять расплакалась, правда, от радости, и расцеловала своего заботливого мужа.
Прознав об изобретении, рукастые сельские мужики принялись мастерить своим женам такое же приспособление, правда, некоторые под большим давлением со стороны своей второй половины.
Павел Петрович слывет не только мастером по дереву и отличным плотником, но и специалистом по изготовлению сибирских… «черевичек», так назвал он свое изделие. С тех пор так и прижилось: черевички. Это обувь из старых валенок (верх обрезан), украшенная разноцветной кожей, иногда по персональной просьбе отделанная мехом. Кожу сапожнику Петровичу несут со всего села: старые куртки, голенища сапог, сумки.
Черевички всегда получаются разные по отделке, но, как правило, красивые, удобные и теплые.
Почти все село щеголяет в ноу-хау деревенского масштаба (можно сказать, инновация в кустарной промышленности), приводя в изумление приезжих, и считают фирменной обувью родной деревеньки. Иные бабули в возрасте и летом не хотят снимать «целебную» для ног обувь из войлока и кожи и посиживают в ней на скамеечке под дурманящей, цветущей кипенью черемухой...