Играй, аккордеон!
Здесь свои, можно сказать, уникальные традиции. Главная из них — обучение игре на аккордеоне, который стал одним из первых инструментов, на котором учились играть местные ребята еще до открытия школы.
Александра Артюшина сама не расстается с аккордеоном с 10 лет, когда одна из ее односельчанок решила научить маленькую девочку играть на этом неженском музыкальном инструменте.
— Ей просто показалось, что у меня есть способности. Я научилась играть простые мелодии, что-то подбирала на слух, выучила элементарные ноты. А потом и школа открылась у нас, — вспоминает Александра Васильевна.
Несмотря на то, что директор — это прежде всего управленец, Александра Артюшина все же не забывает свой инструмент, который помог ей даже в Москве на всероссийском конкурсе «Женщина — директор года-2005», где новосибирская команда завоевала первое место. Музыкальная самопрезентация в сопровождении живого аккордеона вызвала бурю эмоций и оваций у участников и членов жюри. Кроме того, Александра Васильевна продолжает и педагогическую деятельность, совмещая ее с управленческой.
— Насколько сложно быть женщиной-директором?
— Есть, конечно, определенные трудности, но если легко относиться к этому, то несложно. Я сама человек творческий, коммуникабельный, нахожу общий язык с коллективом. Вообще у нас все стабильно. Я уже 37 лет в школе, с 25 лет директор. Все наши педагоги — это наши выпускники. Они закончили школу, музыкальное училище и вернулись сюда.
Из обычной музыкальной школы с парой-тройкой направлений каргатская стала школой искусств с различными отделениями: хореографии, декоративно-прикладного искусства, фольклорным, эстрадным.
— Расширился и контингент учеников. Сейчас у нас три филиала — в Первотроицке, Набережном и Маршанском. Везде работают наши выпускники. Спрос на обучение есть. В свое время у нас был очень популярен аккордеон. А сейчас другое веяние времени, другие интересы у детей и другие направления в музыке. Их больше прельщает что-то современное. Детям хочется и петь, и танцевать. Хотя все равно активно дети идут и на фортепиано, и на фольклорное отделение, — рассказывает Александра Артюшина. — Есть у нас и класс баяна, но этот инструмент изживает себя. Да и педагога-баяниста у нас нет. В основном идут на аккордеоне учиться...
— А с чем связана такая популярность этого инструмента?
— Прежде всего это пропаганда аккордеона. Я и все мои ученики, которые здесь работают, мы очень широко пропагандируем его. Везде — и в детских садах, и в школах — работают те, кто умеет играть на нем. И на эстраде аккордеон интересен — у него особенная звучность, много возможностей. Все концерты проходят под аккомпанемент этого инструмента.
Третий год в школе искусств есть отделение хореографии. Пока в этом направлении приходится уповать на практикантов из колледжа культуры и искусств, которые сейчас ведут занятия, но уже в прошлом году, чтобы обзавестись своими кадрами, из Каргата отправили двух учениц, которые вернутся сюда через четыре года. Есть в местной школе и свой образцовый ансамбль «Любава», школа-студия, в которой собраны талантливые дети со всего Каргатского района.
Два года подряд Каргатская школа искусств совместно с местным Домом культуры выигрывает грант на реализацию социально значимого проекта «Восходящие звезды». Его участники занимаются на каникулах, ставят мюзиклы. Для сельской местности такой вид искусства еще в новинку, тем более самодеятельный вариант, где и костюмы своими руками делают, и сценарии сами пишут. В его рамках по всему району отбираются наиболее талантливые дети, которых обучают педагоги школы. Со своими программами восходящие звезды гастролируют не только по селам своего района, но и по другим районам области с отдельными номерами и целыми шоу-программами. Именно в рамках студии «Россыпь талантов» и родилась идея мюзиклов.
Раз в год здесь проходит отчетный концерт, на котором ученики и учителя показывают, что ими сделано, каких успехов добились дети. Чтобы все это было интереснее, выбрали форму музыкального спектакля, потому что детям интересно не просто петь и танцевать, а играть роль в каком-либо сюжете. Сценарий для самого первого мюзикла заимствован в областном Доме творчества, куда ездят учиться самые одаренные дети. Но таких детей всего четыре-пять, а развиваться нужно всем. Поэтому и решили перенести областную идею на местную почву.
По словам учителей, талантливых детей в районе очень много, и они тоже способны играть в мюзиклах, и уже после первого отчетного концерта в форме мюзикла это стало традицией. Второй сценарий по сказке «Бременские музыканты» каргатские таланты делали уже сами так же, как и третий — по сказке «Дюймовочка».
Что касается одаренных детей, то, как отметила директор школы искусств Александра Артюшина, меньше их не становится, но вот характеры ребятишек изменились.
— Раньше они были более усидчивыми, целеустремленными. Сейчас же — более суетливые, с непонятными интересами. Им больше интересен компьютер.
— Но ведь вы же меняете программу обучения в соответствии с запросами времени?
— Мы отходим от стандартной классики. Для ее освоения нужен титанический труд и талант. Мы сейчас стараемся воспитать слушателя, дать навыки игры на инструменте. Мы изучаем те произведения, которые больше интересны детям. Интересует их какая-нибудь эстрадная песня, например, мы, естественно, ее разучиваем. Хотя есть и программные произведения, которые необходимо знать и уметь играть, чтобы сдать экзамен. А для аккордеона обязательны при аттестации именно эстрадные номера.
Однако, несмотря на эти тенденции, сохраняется интерес и к фольклору. Как говорят педагоги, народной музыкой можно заниматься только по зову души. И в Каргатском районе такие дети есть. Несколько лет назад из класса аккордеона здесь набрали фольклорных песенников, которые уже закончили школу, но продолжают для души этим заниматься. Из Кольцовки в райцентр ездит девочка, которая целенаправленно готовится к поступлению в колледж культуры на фольклорное отделение.